Производители Воронежской
области устояли перед
бурей в стакане молока

Производители Воронежской области устояли перед бурей в стакане молока

Молочные продукты с прилавков не исчезнут, но доля  фальсификата  может вырасти


 

Странный сюжет  развернулся в медиапространстве  вокруг очередной попытки  чиновников побороться за наше с вами здоровье.

С утра в среду, 9 марта   федеральные СМИ   с тревогой   сообщили «Молоко может исчезнуть с прилавков»,  «Приказ  Минсельхоза грозит оставить страну без молока», «Молоко убегает». "Коммерсант» первым, аж в полпервого ночи, сообщил о  возможном прекращении поставок молока в российские магазины, а также о перспективах роста цены на него.

Ссылаясь на мнение лидеров профессионального сообщества  в лице «Национального союза производителей молока» ("Союзмолоко"), газета утверждала, что к этому приведет новый приказ Минсельхоза. С марта этого года в действие вступило распоряжение ведомства, согласно которому производители обязаны оформлять ветеринарные сопроводительные документы на каждую партию пакетированного молока.

«Неготовность отрасли к соблюдению этого требования может привести к остановке производства и прекращению отгрузок молока в магазины по всей стране. Исполнение же приказа, по оценкам производителей, повлечет рост отпускных цен до 10%»,-сообщил источник.

К тому времени  лидеры «Союзмолока»  уже успели обратиться  к вице-премьеру Аркадию Дворковичу, главе администрации президента Сергею Иванову и замглавы Минэкономики Олегу Фомичеву  - и слезно просили чиновников отозвать приказ Минсельхоза N648, уже  зарегистрированный Минюстом.

Честно говоря, это не первая буря в стакане молока, которая разразилась  на наших глазах.  Восемь лет назад , когда  на отрасль накатила первая волна госрегулирования (внедрялись  регламенты на молочную продукцию),  страхов и неразберихи было еще больше.  Закон о техрегламенте был настолько сырым, что это признавали и сами его авторы. Даже дату его вступления в силу не могли определить:  кто называл  20-е, кто 19-е, кто 17 декабря.

Если бы  молоко не было скоропортящимся продуктом, его, несомненно, смели бы с прилавков в многолетние запасы.

Потом  было еще много   инициатив, направленных на улучшение качества продукции: внедряли регламенты на маргарины и масла, согласовывали их с Таможенным союзом, ужесточали  стандарты.  Но каждый раз эта  медвежья забота о нашем здоровье  - или так совпадало? – приводила к росту фальсифицированной  продукции на прилавках. Не потому, что кто-то  хотел нас травить. Просто никто не хотел нам указывать, что его продукт – не «масло», а «спред». Или не «кефир», а «кефирный продукт».

И эта  вакханалия достигла апогея, когда появились сообщения о 80-процентной фальсификации российских сыров. Да, после заступничества за отрасль Дмитрия Медведева выяснилось, что  эти сведения оказались несколько преувеличенными. Не 80, а всего-то процентов  40-50 – сущая мелочь.

В сегодняшнем ажиотаже удивляло одно. В то время, как столичные лидеры «Союзмолока», куда  входят Danone и PepsiCo, били во все колокола, воронежец Аркадий Пономарев, глава более демократичного «Молочного союза России», хранил невозмутимое молчание.

- Это какой-то неправильный ажиотаж, - сказал  многоопытный Аркадий Пономарев, когда корреспондент «Времени Воронежа», наконец, дозвонился до него. –  Это невозможно – запустить сейчас такую процедуру. Она не будет работать. И эта шумиха только отвлекает от реальных проблем отрасли. Их, самых главных,  - две. Первая – фальсификация.  Не пальмовое масло, а именно фальсификация продукции. И вторая – поборы  торговых сетей, которые сводят на нет выгоды от нынешней благоприятной рыночной конъюнктуры. Вместо того, чтобы прибыль  вкладывать в развитие производства, переработчик отдает ее сетевикам.

Пономарев оказался прав, говоря о «неправильности» шумихи.  К вечеру  Минсельхоз сам опроверг возможность остановки производства молока, распространив  странное разъяснение своему странному приказу: "По предоставленным данным, обязательную ветеринарную сертификацию молочной продукции собираются ввести лишь с 2018 года. Настоящий же приказ носит рекомендательный характер, и производители могут как следовать ему, так и не следовать.."

Вот так. У нас не армия. У нас бывают приказы,  которым можно следовать, а можно и не следовать.

Сегодняшний сюжет  заставляет вспомнить  еще об одной  бумаге из Минсельхоза -  письме, в котором ведомство  в принципе отрицает идею добычи никеля в Воронежской области, но при этом требует  провести  некую экспертизу проекта  – причем за счет правительства Воронежской области.  В итоге и сторонники, и противники никеля легко трактовали документ в свою пользу.

В общем, буря в  стакане молока на этот раз улеглась быстро. Но осадочек остался.

Автор: Александр Саубанов

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.