Как в Москве существует музей метро, так в Воронеже должен существовать музей идеи метро. Или даже так: музей Великой Воронежской Мечты о Метрополитене.
Эта идея непроста. Она всегда оживляется у нас в какие-то ключевые моменты истории. О метро впервые заговорили в начале 70-х на пике советского развития города. Когда строили водохранилище, крытый рынок, выпускали новейшие суперпупермодели воронежских телевизоров, когда ходили слухи о столичном статусе Воронежа и никому не верилось, что вот-вот начнутся времена, которые назовут застоем.
Идея возродилась в виде концепции легкого метро, которое мэр Скрынников в 2007-м подглядел в подмосковном Бутово. Это было так смело и неожиданно, что я в первый и в последний раз в жизни отреагировал на событие стихотворной репликой:
«Я спросил у Яндекса, что такое легкое?// Яндекс выдал ссылок мне тысяч пятьдесят:// «Вот легкое курильщика, вот легкое куриное -//Поставляет Крыловский птицекомбинат…» //Я спросил у Яндекса: «Легкое наземное?» //Яндекс призадумался и наморщил нос: «Может быть, строение? Может быть, покрытие?»// В общем, он потребовал уточнить вопрос.//Я спросил у «Яндекса», что такое легкое, //Ну, такое легкое наземное метро?// Долго-долго думал он, трижды переспрашивал, и ответил как-то путано-хитро://«Легкое наземное – это где-то в Бутово. А это вам не тутово, это вам Москва.// Более одетово, более обутово, более богатово…и где другой глава!//Не бывает легким никогда движение //По дорогам вашим (в званье городских!). //Легкое бывает головокружение // От успехов легких (или никаких).//Легкою бывает мания величия (Не Наполеон я, но почти Лужков). //Ежели инвесторов возрастет количество, //Вырастет и город. Пара пустяков!//Кольцами раскинутся магистрали новые, //Легкие троллейбусы побегут по ним // Да, пока с мунтранспортом здесь дела хреновые. Продадим последнее – снова возродим!
Но никакая ирония наблюдателей уже не могла остановить открывшийся фонтан фантазий.
Вскоре появилась идея связать легкорельсовой магистралью город и аэропорт. А там, если, мол, взять хороший разгон, можно и до Липецка железку дотянуть. Да и до Тамбова заодно.
Потом концепции, гордо именуемые проектами, перемежались четко: один проект- наземный, другой- подземный. В этой творческой гонке, где значение имел лишь размер,отметились и доморощенное ООО «Киносарг», и московское «МГЦ- Груп», и международный «МостГеоцентр».
Апофеозом стала последняя концепция бизнесмена из Санкт-Петербурга Рината Бичурина по созданию частного бесплатного (!) метро. Сказочно дешевого - вместо традиционных 600 млрд рублей надо будет потратить всего 24 млрд. Все, приехали. Как только начинают называть цифры с такой микроскопической точностью - до 1 млрд,- надо остановиться и внимательно посмотреть на говорящего.
Да, мы любим мечтать. А мечта, овладевающая массами, становится материальной ценностью. Я чуть выговор не схлопотал, когда в репортаже со строительного форума не упомянул об очередной концепции метро, озвученной ректором ВГАСУ.
- Это же новость! - прошипел редактор.- Люди такое с удовольствием читают!
Да, это востребованная новость. Ее можно продавать. А чего там, казалось бы, особенного сказал ректор? Сказал, мол, разработанные в университете базальтовые композиты помогут удешевить строительство на 20 процентов. У нас еще и проекта нет, сметы нет, а мы уже что-то удешевляем.
Однако внимание: про метро от «строяка» нам так толком не рассказали, а вполне себе коммерческая информация о чудо-базальтах осталась в голове у многих!
И, конечно, не случайно подобные идеи оживляются ближе к выборам.
Надо мечтать, говорил Ленин. Конечно, надо мечтать. Это проще, чем обновлять троллейбусный парк, строить новые дороги, парковки. Бог с ними, с этими парковками, все равно скоро у нас будет метро.
Постепенно воронежская мечта о подземном метрополитене перейдет в мечту о воздушном, потом о космическом метро. И впрямь, зачем спускаться в темные, мрачные туннели, когда можно возноситься ввысь и мчаться сквозь звезды. И тебе еще будут доплачивать, за то, что ты воспользовался таким прекрасным видом транспорта.
Комментарии
Гость
1