Владимир Бойков: «В
эпопее с
бунинским музеем отразилась политическая история Воронежа»

Владимир Бойков: «В эпопее с бунинским музеем отразилась политическая история Воронежа»

Часть первая. «Они» всегда пытались отделаться от  неудобного писателя 

На днях открывается выставка, посвященная  145-летию со дня рождения Ивана Бунина.  Львиная часть ее экспонатов так или иначе связана с деятельностью воронежского историка, филолога, краеведа и давнего друга редакции Владимира Бойкова.

Скучная музейная история превращается  в захватывающий  детектив, если смотреть на нее глазами Бойкова.  В бурные 90-е ему повезло  застать в живых современников  нашего великого земляка -  краевед оказался на волне удивительных событий, которая вынесла на стенды будущего музея  уникальные реликвии. Но у этой истории есть предыстория, есть и современное продолжение темы.

-Культурная общественность уже назвала  выставку протоэкспозицией будущего музея Бунина. Возможно, через несколько месяцев (энтузиасты держат пальцы скрещенными)  мы будем говорить о музее как о свершившемся факте. Но останется вопрос: почему так долго? Музеи Бунина давно есть в Орле, Ельце, Ефремове – во всех городах «Бунинского кольца» - кроме родины Бунина. Почему?

- Чтобы ответить на этот вопрос, надо воспроизвести весь исторический срез отношений воронежских властей  к Ивану Бунину. Лет эдак за 50. Изначально это был конфликт на идеологической почве, потому что Бунин - принципиальный противник коммунизма, принципиальный противник советской власти. Чего ему не могли простить в «красном поясе» даже тогда, когда советская власть давно кончилась.

 

 История первая,  Бунину 100 лет. Извините, домом ошиблись

- В Воронеже музейно-бунинская история началась в 1970 году, когда в стране одновременно справляли 100-летие Ленина и Бунина, - вспомнил наш собеседник. -  Это яркое, символическое событие – диалектическое  юбилейное единство двух антагонистов. В Воронеже нашлись энтузиасты, выступившие с предложением - установить мемориальную доску на доме, где родился Бунин, и может, даже организовать зальчик, небольшой музей.  Ну,  идею об экспозиции тогдашние  власти  в лице  председателя горисполкома Поспеева  категорически отвергли. А с мемориальной доской  допустили чудовищную небрежность: повесили  ее не на историческом доме № 3 по проспекту Революции, а на соседнем доме. Для «врага» и этого довольно!

И так бы власти и «отделались» от бунинской темы, если бы не Владимир Сергеевич Петровский, который жил в мемориальном  доме позднее завещал свою часть  его площади воронежскому краеведческому музею…

-Как можно было  в советские времена так запросто распоряжаться  недвижимостью?

- Это была уникальная ситуация: в советское время дом № 3 был единственным частным владением на проспекте Революции. Отец   Петровского – присяжный поверенный Сергей Антонович Петровский купил дом в 1911 году. Со временем семья сильно разрослась, и благодаря этому в  революционные годы небольшой  многодетный дом избежал обычного «уплотнения». Владимир  Петровский, инженер по профессии был коллекционером разного рода антиквариата - мебели, картин и др. Все это, а также свою часть дома он завещал под музей.

-Под музей чего? Или кого?

-В завещании было прописано два возможных варианта использования этой части дома в будущем: либо музей Бунина,  либо музей антиквариата. В это время, напомню, дом официально еще не был признан бунинским, лжемемориальная доска висела на соседнем доме. И  Петровский выразил свою волю лишь в надежде на  прояснение ситуации. Завещание было написано в  1978 году.

 История вторая, Бунину 110 лет. Неволя покойного

- Воля Петровского была, разумеется  нарушена после его кончины в 1980-м.Поначалу в его квартире действительно разместили часть фондов краеведческого музея, в том числе коллекцию завещателя. Затем все вывезли в основное хранилище, а жилплощадь Петровского каким-то  образом  перешла с баланса музея на баланс областного управления культуры. Там разместилась инспекция по охране памятников,  потом - редакция журнала «Подъем».

-И что, никого не волновало, что власть взяла такой грех на душу- нарушила волю покойного?

- Очень много писали по инстанциям  в советское время писатель  Юрий Гончаров, племянник. Бунина Николай Ласкаржевский , художник Василий Криворучко. Писали, боролись за этот дом. Но добились немногого. Убрали позорившую  Воронеж  доску с дома № 1 и в 1990 г. появилась нынешняя мемориальная доска на доме № 3. Впоследствии Гончаров написал очень интересный очерк «Неужели это Россия?», где описал перипетии борьбы за бунинский дом.

 

История третья,  Бунину 125 лет. «Трешка» для председателя 

-В первые пореформенные годы  справедливость, казалось, восторжествовала. Городская администрация приняла решение выделить квартиры на расселение жильцов, чтобы к 125-летию писателя  там появился музей. Квартиры были выделены в Северном районе, и выехать из центра города пожелал всего-навсего один человек. Остальные жильцы воздержались.  И тут бурную деятельность развивает шустрый человек  Юрий Сергеевич Соловьев, председатель комитета по культуре администрации Воронежской области, бывший  инструктор обкома КПСС. Баянист, примыкал к баяно-балалаечной мафии. Незабываемый тип с золотыми зубами, он решил сделать хитрый финт. Выписался из квартиры вместе с женой, прописался в общежитии и говорит своему начальству: «Ребята, я бездомный. Мне негде жить. А тут в комитете есть квартиры, от которых отказались и я хочу взять себе трехкомнатную». А они с вице-губернатором Юрием Савинковым были большие друзья.

В общем, получил Соловьев большую новую квартиру. А вторую квартиру из предназначенных для расселения  решил отдать профессору Акаткину из ВГУ. Кстати, буниноведу.  Чиновник, по сути,  «прикрылся» авторитетным представителем демократической  общественности, у которого действительно были жилищные проблемы.

Тогда готовилась выставку к юбилею писателя, которая должна была, по первоначальному замыслу, открыться в «ооовбодившемся» доме. Но освобождения не случилось. Я, улучив момент, подошел к Соловьеву  и спросил напрямую: «Юра (мы были на «ты» одно время), это правда, что пишут о квартирах, будто ты одну себе взял?» «Да что ты, вранье, я чист перед совестью и законом, какие квартиры!»

Я не то чтобы поверил, но в голове не укладывалось– неужели таким наглым образом можно увести казенные квадратные метры?

Это потом только практика квартирных махинаций стала обычной,  и на фоне новых  злоупотреблений про Соловьева забыли. Но город в результате  остался без музея. Соловьев сделал все, чтобы похоронить музейно-бунинскую идею - а вместе с нею  свои грехи.

-Можем ли мы сказать, что 20 лет спустя восстанавливаем историческую справедливость?

-Справедливость – может быть. Музейные возможности – нет. Тогда было лучшее время.  Здесь еще в чем подлость – прошло двадцать лет, огромный срок. Некоторые люди ушли из жизни, а с ними можно было поговорить и они бы отдали вещи для бунинского музея, если бы он тогда состоялся. 

Автор: Александр Саубанов 

Продолжение следует

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Статья интересная и нужная! Но количество опечаток и по условиям знаков препинания зашкаливает даже для жёлтой статейки. А уж для статьи про историю культуры! Вот они - последствия забвения истории...