Почему Воронеж так долго
«тормозил» с созданием Бунинского музея

Почему Воронеж так долго «тормозил» с созданием Бунинского музея

Скучная музейная история превращается в захватывающий детектив, если смотреть на нее глазами Владимира Бойкова


 

Воронежский историк и давний друга редакции Владимир Бойков в  первой  беседе уже рассказал  о   том, как идея бунинского  музея вызревала в  кругах воронежской общественности с 1970 года ( http://vrntimes.ru/articles/kultura/vladimir-boykov-v-epopee-s-buninskim...).  

С первых же шагов энтузиастам приходилось  бороться  с труднообъяснимым неприятием этой темы чиновниками советского  и перестроечного периодов. Стойкую нелюбовь к Бунину мы пока объясняем стойкостью воздействия советской  пропаганды, слепившей из  писателя-эмигранта образ врага.

Но все это была только предыстория.  Настоящий детектив  начинается с парижских экспедиций  Владимира Бойкова за бунинскими сокровищами.

Сумасшедшие совпадения

- Когда в 80-х  я работал в краеведческом доме-музее Дурова,  мне довелось побывать в Центральном госархиве литературы и искусства (нынешний РГАЛИ) в Москве. Я готовил публикацию по дуровской теме, но уже тогда занимался Буниным, Русским зарубежьем. Хотя время-то еще андроповское, 1983 год, и только сумасшедший мог подумать, что что-то осязаемое получится из этого интереса. И вдруг я случайно увидел опись фонда художника, давнего друга Бунина  Петра Нилуса. Как же он, эмигрант, сюда попал? В предисловии к описи было сказано, что материалы переданы приемной дочерью художника Валентиной Лазаревной Голубовской из Парижа. Передала она копии газетных и журнальных материалов о творчестве Нилуса, его выставках в эмиграции. Просто - чтобы помнили в России о таком человеке.

Выписываю заинтересовавшие меня материалы: среди них попалась ксерокопия рецензии из парижской «Русской Мысли» о ретроспективной выставке Нилусав парижской мэрии XVI округа, где была приведена в черно-белом виде иллюстрация его картины «После дождя», 1939 г. Эта картина даже в такой несовершенной копии меня поразила. В ней была какая-то загадка, она на меня эмоционально подействовала, я был ей заворожен. С тех пор стал собирать о нем разного рода материалы.

- То есть, если бы не эта ксерокопия, мы могли бы многих  вещей не досчитаться в сегодняшней  выставочной коллекции?  

- Трудно сказать. Но вот второе совпадение, заставляющее  меня думать о Божьем промысле: работая в музее, я познакомился с Георгием Леонидовичем Алексеевым, племянником Евгения Осиповича Буковецкого.  Того самого Буковецкого, в доме которого в Одессе жил Нилус, а в последние два года перед эмиграцией – и сам Бунин!  Буковецкий умер в Одессе в 1947 году. Племянник Алексеев унаследовал его имущество. И всю обстановку квартиры Буковецкого, в которой жил Бунин, перевез в Воронеж. Я был потрясен, когда узнал о существовании в  Воронеже всех этих вещей, окружавших писателя.  Алексеев  показывал пепельницу, о которой Катаев пишет в «Траве забвения», описывая встречи с Буниным в доме Буковецкого - Иван Алексеевич любил пользоваться ею, когда курил.  У него хранилось много вещей Буковецкого, Нилуса, книг с автографами Бунина. Потом по моей просьбе краеведческий музей купил у него дорожный сундук Буковецкого - для дома-музея Дурова. Небольшую часть коллекции приобрел литературный музей,  но денег не хватило – все  остальное было распродано частями разным покупателям.

Эйфория и франкофония

-Середина 90-х годов прошлого века – это просто расцвет французской и русской эмигрантской культуры в столице Черноземья. Как, почему это произошло и куда все делось?

-Расцвет- это правильно сказано. Например, были «Дни Вандеи» в июле 1994 году в Борисоглебске, приезжала делегация провинции Вандеи во главе с губернатором Филипом де Вилье, Приезжал Никита Алексеевич Струве, внук Петра Струве.

Но все началось с выставки издательства ИМКА-Пресс, которую я устраивал в Воронеже в Никитинской библиотеке. Изначально это была инициатива ИМКА-Пресс – старейшего русского эмигрантского издательства и французского посольства. Книги русских эмигрантов и  современная  французская книга  выставлялись одновременно и передавались в дар библиотекам.

Мы испытывали что-то вроде эйфории: ура, пришла   демократия, книжки,  за которые недавно сажали, будут выставляться! Я пришел  в комитет по культуре  области, к председателю Юрию Соловьеву. Объяснил   ситуацию и предложил ему провести выставку в Воронеже, нужна определенная организационная и финансовая помощь. Но он твердо сказал: «Денег вообще нет. Ты придумал, ты и ищи деньги».

Я нашел деньги полностью на весь, выражаясь современным языком, проект. Как ни странно, тогда гораздо легче былопривлечь  предпринимателей-спонсоров для культурного  мероприятия. Бюджету Воронежской области это не стоило ни копейки.  Единственное, в чем помогли  Юрий Соловьев со своим замом Пчелкины –активным участием в банкете в ресторане «Дон».  Два бывших инструктора обкома с тихой ненавистью относились к акции вчера еще  антисоветской.

Не нашли общего языка

С тех памятных дней  у меня установились связи с Никитой Алексеевичем Струве, с французским посольством, завязались дружеские отношения с  Пьером Торомановым. Болгарский прапрапрадед Пьера был одним из лидеров национального восстания против турок во время русско-турецкой войны 1877 г. Он был купцом и на свои деньги вооружал народ в помощь русским братушкам. В Болгарии даже есть его музей. Пьер великолепно говорит по-русски, что очень помогло в общении с другими участниками истории.

- А кем он был в посольстве?

- Он был первым в истории французского посольства заведующим отделом книг. Отдел книг - уникальная структура в мировой дипломатии! В его обязанности входило распространение французской книги – многие из которых сегодня хранятся в Никитинской библиотеке. В 1993 году мы с Пьером устроили выставку-дар современной французской детской книги в воронежской деткой библиотеке в Северном районе. Сейчас французы закрыли этот отдел посольства только из-за пришествия интернета – а вовсе не потому, что свертывают свою культурную программу.

-Это все были, что называется, бесплатные подарки– любая власть должна поддерживать такую программу!

- Но нашим   властям по большому счету это было не нужно. У меня было общение с Ковалевым -  он единственный, кто  помог в экстренной ситуации -  когда  чиновники профильного комитета  занимались чистым саботажем и  мы могли попросту опозориться в международном масштабе!  Но с другой стороны, у Ковалева  было полное непонимание того, что происходит, что за люди к нам едут. Я помню, он просто испугался идти на открытие выставки и пресс-конференцию. Тогда от французского посольства приехал министр-советник в ранге посла Мишель Пессик. Ковалев при мне провел чрезвычайное совещание. Надо было выбрать жертву: кому идти на открытие и пресс-конференцию после выставки. Губернатор сначала ломал голову, вызванивал своих замов – замы отказывались! Потом воскликнул: «О! У нас Борис Преображенский по интеллигенции! Вот Борис и пойдет!». Вызывает вице-губернатора по экономике, представляет ему меня: «Он тебе все расскажет, пойдешь на пресс-конференцию!». А Преображенский оказался  очень исполнительным чиновником. Ему сказали ступай и поменьше там говори -  так  он на пресс-конференции и даже на банкете сидел тише воды, ниже травы и ничего не сказал за исключением дежурных слов, Мне было непонятно, ребята, к вам приехала делегация французского посольства, работайте, завязывайте деловые, хоть какие-нибудь отношения. Нет - наши чиновники только дух перевели, когда французы уехали. 

Эта выставка дала мне огромные возможности в смысле связей - и в результате я поехал в Париж. Французское посольство в октябре 1994 года устроило для меня с гуманитарными целями такую поездку. Это была первая  «разведка» в поисках бунинских реликвий. Налицо парадокс. Французское государство спонсировало поездки, по итогам которых я вывозил из Франции настоящие сокровища.

-Получается, Французская республика дотировала пополнение бунинской коллекции в Воронеже?

-Получается так…

Автор:  Александр Саубанов

На снимках:

Презентация «Вестника Русского Христианского Движения». Владимир Бойков, кинорежиссер Ирина Бессарабова. Никитинская библиотека. 21 июня 1993.

Никита Струве. Борисоглебск. 7 июля 1994.

Дни Вандеи в Борисоглебске. 7 июля 1994.  Никита Струве, Филипп де Вилье и др.

Фото из ахива Владимира Бойкова

Продолжение следует

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.