Случай с главой администрации Хохольского района Павлом Пономаревым показал, что правоохранительные органы региона способны действовать в отношении местных чиновников без согласования с губернатором Алексеем Гордеевым и даже не ставя его в известность. А это уже тревожный звонок для главы области и его окружения.
Напомним, днем в среду, 17 мая, представители сразу трех силовых структур – УФСБ, Следственного управления и полиции провели обыски и выемки документов в администрации Хохольского района и в доме у местного главы Павла Пономарева, после чего префект был доставлен в Воронеж для продолжения следственных действий. К вечеру Следственное управление по региону возбудило уголовное дело, Павла Пономарева подозревают в превышении должностных полномочий.
По версии следствия, глава района вынуждал индивидуального предпринимателя внести пожертвование в сумме 450 тыс. рублей. А для того, чтобы тот не пытался уклониться от социальной нагрузки, «глава создал условия, препятствующие осуществлению им предпринимательской деятельности на территории района». По сути, это вымогательство чистой воды, с которым сталкивается большинство предпринимателей.
По некоторым сведениям, эти 450 тыс. рублей должны были пойти на восстановление местной церкви, что делает историю совсем уж неподобающей. Церковь, как известно, у нас отделена от государства (и местного самоуправления), так что, если дело обстоит именно так, то Павел Пономарев не только превысил полномочия, но и посягнул на основы конституционного строя.
Хотя, конечно, никто у нас на такие пустяки внимания не обращает. Большинство храмов строятся на пожертвования, а уж, каким образом до жертвователей доводится мысль о необходимости внести деньги на нужный счет – никого не волнует.
Вспоминается, как несколько лет назад директор одного из крупнейших предприятий региона, получив циркуляр о необходимости внести пожертвование на храм, который все никак не могли достроить, воскликнул в сердцах: «Да я им столько денег дал, что можно было три храма построить!».
Кроме того, следствие полагает, что часть из этой немаленькой суммы, которую вымогали у предпринимателя, должны была пойти также на объекты социальной сферы района.
Это тоже обычная практика в наших краях, где бизнесу регулярно напоминают о его социальной ответственности. Естественным образом встает вопрос о социальной ответственности органов власти и местного самоуправления. Случай Павла Пономарева дает ответ на этот вопрос: не внесешь денег – не дам тебе заниматься бизнесом.
Воронежские предприниматели на условиях анонимности сказали интернет-газете «Время Воронежа», что такая практика характерна не только для Хохольского района, да и вообще – не только для муниципальных районов.
При этом большинство из коммерсантов по разным причинам не рискуют обращаться к правоохранителям. Лидер воронежского регионального отделения объединения предпринимателей «Опора России» Сергей Наумов не исключает, что история с Павлом Пономаревым может стать своего рода сигналом для представителей коммерческого сословия: обращайтесь – есть шанс, что вас услышат.
По некоторым сведениям, жалобы предпринимателей на Павла Пономарева носили системный характер. Тот же Сергей Наумов поведал, что за 18 лет беспрерывного правления районом Пономарев превратился в местного самодержца со всеми присущими самодержцу замашками.
Это тоже характерная черта для несменяемого руководителя.
Но в истории с Павлом Пономаревым прослеживается и новый политический поворот. До сей поры всем резонансным шагам силовиков в отношении должностных лиц предшествовали громкие заявления губернатора Алексея Гордеева.
Так было в январе текущего года, когда он сначала заявил на планерке об архитектурном бандитизме, а затем правоохранители пришли к главному архитектору Воронежа Антону Шевелеву и обвинили его в получении взятки. Внимательным наблюдателям было понятно, что Шевелева оперативники УФСБ «вели» на протяжении длительного времени, и только когда стало понятно, что чиновника «надо брать», уведомили об этом главу области.
Так же было и в случае со строительством дома на Ленинском проспекте, 201: сначала Гордеев велел приостановить скандальную стройку и разобраться с разрешительной документацией, а затем было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества с муниципальной землей.
Получалось, что именно губернатор идет в авангарде антикоррупционного похода.
А теперь все вышло иначе. Глава области выступил с заявлением уже после того, как Пономарева доставили в Воронеж и возбудили уголовное дело.
Заявление Алексей Гордеев сделал такое:
– Я не раз повторял: закон имеет одинаковую силу для всех, будь то простой гражданин, чиновник или другое должностное лицо. Правительство Воронежской области всецело поддерживает усилия правоохранительных органов по борьбе с различными злоупотреблениями служебным положением и активно содействует в пресечении подобных фактов. Данный случай ещё раз демонстрирует закономерный результат нашего тесного взаимодействия.Недопустимо использовать административное давление в отношении предпринимателей. При наличии фактов, подтверждающих превышение должностных полномочий главой администрации Хохольского района, будет принято соответствующее кадровое решение.
Начнем с самого простого: формально «кадровое решение» в отношении Павла Пономарева может принять Совет народных депутатов района. Но, ясное дело, что депутаты примут то решение, которое им порекомендует губернатор.
Дальше – немного сложнее. Конечно, Алексей Гордеев был обязан произнести слова о поддержке усилий правоохранительных органов в борьбе со злоупотреблениями. Тем более, что сам он совсем недавно в ходе отчета перед депутатами облдумы заявил: неэффективная система государственного управления не способна противостоять коррупционным проявлениям.
После такого заявления он вынужден регулярно подавать антикоррупционный пример «системе государственного управления».
Что касается «тесного взаимодействия» правительства области с правоохранительными органами, то, кажется, о нем говорить уже не приходится. По нашим сведениям, визит солидной группы силовиков в Хохольский район оказался неожиданным для областной власти. Реагировать она стала позже, когда ситуация в общем и целом прояснилась.
И тот факт, что правоохранители – в первую очередь, конечно, УФСБ – действовали без согласования с главой области тоже можно расценивать как сигнал. Только адресован он не предпринимателям, а ближайшему кругу губернатора.
Автор: Герман Полтаев
Комментарии
1