Воронежскому губернатору предложили слить сельские районы

Воронежскому губернатору предложили слить сельские районы

К чему может привести укрупнение муниципальных образований


 

Один из последних документов, отправленных воронежскому губернатору Сергеем  Дукановым в качестве руководителя управления Федеральной налоговой службы, несет в себе идеи почти революционные. Этот документ – рекомендации Общественного совета при УФНС, касающиеся финансовых взаимоотношений региональной власти и муниципалитетов.

Известно, что нынешняя структура межбюджетных отношений привела к обнищанию муниципальных бюджетов. При том, что львиная доля местных налогов, так или иначе, поглощается областной казной, многие руководители просто утратили мотивацию к увеличению налогооблагаемой базы на своей территории. Дескать, сколько ни заработай – все равно отнимут, и в любом случае за деньгами придется идти на поклон в областное правительство.

На заседании Общественного совета при УФНС эту ситуацию обсудили и пришли к выводу, что «грамотная и выверенная политика распределения бюджетных ресурсов приведет к развитию стимулов повышения бюджетной обеспеченности, улучшению предпринимательского и инвестиционного климата, а также к условиям равной конкуренции».  С учетом этого Совет выступил с четырьмя предложениями:

1)   усовершенствовать систему межбюджетных отношений, сделав ее более справедливой по отношению к муниципальным образованиям, экономически эффективной и социально-направленной; 

2)  стимулировать экономическую самостоятельность муниципальных образований, посредством повышения  их бюджетной и налоговой независимости;

3) предусмотреть механизм распределения трансфертов, при котором будут учитываться различные факторы, влияющие на снижение задолженности;

4) укрупнить муниципальные районы Воронежской области, в целях сокращения чиновничьего аппарата и укрепления вертикали власти.

Оставим в стороне вопросы экономические. Столь радикальное изменение межбюджетных отношений, которое предлагают члены Совета, в нынешних условиях представить трудно, поскольку существующая система позволяет областной власти сохранять некое подобие управляемости городами и районами. Денег в стране и области становится все меньше, а, значит, желающие их получить должны будут угождать распределителям ресурсов с еще большим усердием. По сути, финансовые рычаги – единственное средство власти.

А вот идея укрупнения муниципальных районов требует отдельного осмысления. Возникает она не в первый раз, но прежде ее высказывали как бы вскользь: дескать, неплохо бы было слить успешные муниципалитеты с отстающими, глядишь, средний уровень и подравняется.

На этот раз с этой инициативой выступили не политики, не администраторы, а экономисты, люди, мыслящие категориями пользы дела. Так просто от них не отмахнешься.

Председатель Общественного совета при УФНС, ректор ВГУ, доктор экономических наук Дмитрий Ендовицкий пояснил интернет-газете «Время Воронежа» перед тем, как объяснить причины такой рекомендации напомнил, что в канун Дня России губернатор Алексей Гордеев пригласил к себе десять глав самых передовых воронежских муниципалитетов:

- Он позвал самых сильных руководителей, тех, в ком уверен, что они справятся со своими задачами.

Можно ли в этой связи говорить, что остальные главы, те, кого губернатор к себе не пригласил, - это слабые руководители? Профессор Ендовицкий предлагает рассуждать иначе:

- Речь о том, что сильный глава в состоянии подтянуть и слабый район.

Ректор напомнил о резонансное выступление губернатора, когда Алексей Гордеев заявил, что местное самоуправление в стране не состоялось:

- Так что предложение Совета перекликается и с этой мыслью губернатора, - говорит Дмитрий Ендовицкий.

Кроме того, он обратил внимание и на другую тенденцию последнего времени:

- Процессы слияния и поглощения идут сейчас и в бизнес-сообществе, и в вузовском сообществе. Так что идея эта не взялась из воздуха. Когда глава района явно не справляется со своей работой, ситуация требует решения. А при принятии решений надо исходить из имеющегося потенциала, из кадрового резерва.

Завершил свою мысль Дмитрий Ендовицкий так:

- На одной лояльности сейчас муниципальный район уже не вытянешь. Требуется компетентность, нужно работать.

Как показывает опыт, лояльность, действительно, плохо сочетается с профессионализмом. Но вспоминать об этом принято только в трудные времена.

Само собой, мысль о сокращении чиновничьего аппарата всегда найдет отклик в сердцах рядовых граждан, которые любого чиновника воспринимают как классового врага (что несправедливо, ибо чиновник плоть от плоти народа).

По данным Воронежстата, в регионе на конец прошлого года замещали муниципальные должности или должности муниципальной службы почти 4 тыс. человек. Непосредственно муниципальных районов в Воронежской области – 31. Плюс три городских округа – Воронеж, Нововоронеж и Борисоглебск. Если слить несколько районов, чиновников, по идее, должно стать меньше. Но решит ли это проблемы?

Депутат Государственной думы от Воронежской области, член комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Андрей Марков считает, что станет только хуже. В свое время работая в региональном правительстве он курировал и вопросы муниципалитетов, поэтому судить о ситуации не умозрительно:

- Идея объединения районов, безусловно, имеет право на жизнь. В конце концов, район – это не раз и навсегда утвержденная данность. В истории Воронежской области районы не раз укрупняли и разукрупняли. Одна из причин возможного слияния районов – демографическая: не секрет, что есть территории, где население сокращается по объективным показателям. Разумеется, что на таких территориях бюрократический аппарат в прежнем количестве уже не нужен. В самом деле, трудно сравнивать район, в котором живут  100 тыс. человек, с районом, в котором живут 15 тыс. человек, - с точки зрения экономического потенциала в первую очередь.

Однако при этом Андрей Марков высказывает такую мысль:

- Хотел бы обратить внимание – откуда пришла мысль об укрупнении районов: из федеральной структуры. Мы знаем, что федеральные органы в последнее время оптимизируются, образуют межрайонные подразделения. Им так, безусловно, удобнее. Но не думаю, что так удобнее для жителей. В связи с укрупнением ведь возникает масса вопросов, требующих скорейшего разрешения. Что делать с образованием на местах? С медицинскими учреждениями? В общем, это сложный процесс. Надо сначала все тщательно продумать. Но, на мой взгляд, сейчас лучше ничего не трогать, чтобы не получилось, как всегда. Потому что в данном случае затрагиваются принципы организации всей вертикали власти.

Одним из тех, кто занимался укреплением упомянутой вертикали власти, был Владимир Кулаков, на протяжении девяти лет (2000-2009) работавший главой Воронежской области.

- Боже упаси нас от слияния районов, - говорит Владимир Кулаков. -  32 района – это нормально для такой области, как Воронежская.

Говоря о 32-х районах, экс-губернатор закономерно прибавляет к сельским муниципалитетам Борисоглебский городской округ.

Кулаков напомнил суть закона о местном самоуправлении: люди на местах сами должны решать, как лучше управлять своей территорией.

- Управлять из области жизнью каждого поселения – невозможно, - поделился Владимир Кулаков своим опытом. – Да этого и нельзя делать. Глава района должен отчитываться перед своими жителями, знать, чем они живут, в чем нуждаются в первую очередь.

Что касается перспектив сокращения чиновничьего аппарата, то он в них не очень-то верит:

- Когда я пришел в должность, то мы в течение короткого времени сократили вполовину число муниципальных чиновников. А потом их стало еще больше. Каждый глава приходит и убеждает, что нуждается в новых штатных единицах. Так что, сократи аппарат – и он снова вырастет.

Вот такие у нас «ножницы». С одной стороны, лояльность, которая заменила компетентность. С другой – постоянно растущий бюрократический аппарат, без которого на местах ничего не движется.

А фоном этой прекрасной картины является подступающее безденежье.

По нашим сведениям, пару лет назад к Алексею Гордееву уже подходили с идеей укрупнения районов. Тогда он сказал: ни в коем случае.

А теперь встречается с ограниченным числом муниципальных глав и внушает им, что они должны стать «лидерами процесса по замене устаревших управленческих практик на более эффективные, современные». Не исключено, что слияние некоторых районов теперь ему представляется вполне современным и своевременным занятием.

В конце концов, эту рекомендацию Общественного совета выполнить проще, чем первые три.

Автор: Герман Полтаев

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Очень затратно сливать будет районы, очень. Кто-то хочет просто на этой теме попилить бюджеты....
Область с 32 районами и область с 16 районами - есть разница? Опять под губернатора кто-то копает?...