«Мы все читаем Варламова»: Марина Ракова попрощалась с воронежской урбанистикой

«Мы все читаем Варламова»: Марина Ракова попрощалась с воронежской урбанистикой

Главный архитектор региона об успехах и недоработках областного градостроительства


Марина Ракова пообщалась с городскими общественниками и архитекторами перед отъездом в Севастополь. Встреча прошла вечером 9 декабря в культурно-образовательном центре регионального управления архитектуры и градостроительства, которое она возглавляла десять лет. Марина Ракова рассказала, что получилось у ведомства под ее руководством и что предстоит сделать после ее ухода.

Что получилось

Марина Ракова решила не акцентировать внимание на конкретных проектах. Она обозначила основные направления, ставшие успешными для управления архитектуры и градостроительства Воронежской области.

Разработка граддокументации

– В 2004 году вышел новый градостроительный кодекс. Перед всей страной была поставлена задача – все территории должны обеспечить себя планами развития: и поселения, и городские округа, и муниципальные районы, и сам субъект. И эта задача, я считаю, одна из самых трудоемких.

Разработка градостроительной документации оказалась самой сложной задачей по количеству муниципалитетов и проектных организаций, которые приходилось координировать управлению архитектуры. По мнению Марины Раковой, архитектурный блок региона справился с этой задачей.

Создание дискуссионной площадки

– Нам удалось выстроить открытый диалог и с сообществами, и с прессой. Я считаю, это наше достижение. Коллеги из других регионов утверждают, что не везде так. На мой взгляд, надо заранее обсуждать проекты, с профессионалами, с горожанами. Любой градсовет, который проходил либо в доме архитектора, либо на нашей площадке, либо в правительстве – это всегда ценно. Несмотря на то, что участники могут переругаться, обвинить друг друга не в тех решениях, не в тех архитектурных приемах, но этот спор очень полезен и ценен и для застройщика, и для проектировщика. Как правило, проект может быть или пересмотрен, или доработан. Процесс обсуждения я считаю одной из наших важных и ценных заслуг.

По инициативе областного управления архитектуры проходили форумы, встречи с экспертами, открытые заседания, где общественники, представители бизнеса, проектировщики могли обсудить варианты городской застройки.

Работа с молодежью

– Мы начали работать с молодым сообществом – это тоже наше достижение. Перед Новым годом, когда приходили молодые архитекторы поздравить наш коллектив, я одной из милых барышень задала вопрос: «А есть для вас какая-то польза от того, что мы делаем?». У нее даже глаза стали влажными. Она ответила: «Только скажите вашим, чтобы они это не бросали». Потому что у молодежи появилась точка притяжения или место силы. Сегодня не всем и не всегда удачно удается говорить с молодежью и делать ее своими или союзниками, или соратниками. 

Управление часто обращалось к молодым архитекторам и урбанистам за идеями для улучшения города. Их предложения использовали в концепциях восстановления общественных пространств. Молодые специалисты могли проявить себя в образовательном проекте «Зодчество VRN», участвовать в форумах и конкурсах.

Что предстоит сделать

Продолжить развитие левого берега и изменение промзон

Марина Ракова отметила, что левый берег водохранилища может стать площадкой для новых архитектурных решений и удобной городской застройки. Воронежские власти уже ведут реновацию в левобережном районе. На берегу водохранилища должны появиться торговые и спортивные центры и православный храм. Ветхие дома постепенно сносят, освобождая пространство под застройку.

– Я не теряю надежду, что с территорией левого берега Воронеж поработает индивидуально. Мы со стороны нормативно-проектного центра попытались предложить свои варианты. Да, это безусловно квартальная застройка, которая при этом позволяет соблюсти параметры комфортности. Это 7-8 этажные жилье, дворы без машин, пешеходные улицы и бизнес на первых этажах. Там это все можно было бы реализовать. Левый берег – это въездные ворота и там мог быть такой же центр. Если на этой территории Воронеж смог бы показать новый подход к жилищному строительству – это был бы прорыв, это было бы супер.

Кроме того, Марина Ракова отметила, что Воронежу следует приостановить расширение и разобраться с промзонами в городской черте. Марина Ракова сама подала пример, устроив культурно образовательный центр управления архитектуры и градостроительства в здании бывшего ликероводочного завода.

– Мне кажется, уже все наелись массовой жилищной застройкой полей. Город – он живет внутри. Нельзя так активно и агрессивно наращивать мышечную массу, если скелет не в состоянии этого выдержать. Поэтому, что касается таких территорий, они будут развиваться. Просто это дороже, сложнее, больше думать надо архитекторам, экономистам, социологам. Промзоны сложны, но они очень интересны.

Ограничить этажность

Марина Ракова отметила, что городу придется постепенно отказываться от высоток. Близость международного аэропорта «Воронеж», аэродрома ВАСО и военной базы «Балтимор» накладывают ограничения на высоту строений.

– И как это ни прискорбно, параметры будут формировать аэропорты с их зонами подлета, ограничением по высотности, шумам и электромагнитному воздействию. Парадоксально, но это так. И мы уже начали об этом с городской администрацией говорить. Но вряд ли сегодня примут такие дорогостоящие решения, как вынос ВАСО или военного аэродрома «Болтимор» за черту города.

По мнению Марины Раковой, отказ от многоэтажек даже сделает окраины города комфортнее.

– Комфортное жилье – это дома ненамного выше, а может быть и ниже деревьев.

Наладить городскую навигацию

Городские власти уже установили указатели в центре Воронежа. Но, по мнению Марины Раковой, городу нужна более неформальная навигация.

– Хотелось бы чего-то более стильного и более осмысленного. Чтобы в городе было интересно перемещаться, было понятно, куда идти и зачем.

Кроме того, главный архитектор региона отметила, что городу не хватает условий для «уличной жизни».

– Не хватает жизни на улицах нашему городу. Мне кажется, можно и нужно создать условия, чтобы уличные музыканты имели свою площадку. Чтобы к ним не относились как к попрошайкам. Когда звучит прекрасная музыка – ты ее иногда слышишь, когда проходишь по подземному переходу – ну почему нет.

С кого брать пример

Марина Ракова рассказала, что у Воронежа не всегда есть ресурсы для подражания столицам: «Мы хотим сделать, как в Москве, а получается, как в Воронеже». Однако она назвала города, у которых Воронеж мог бы перенять опыт.

– Мне кажется, сегодня крупные и сопоставимые с Воронежем горда России болеют общими болезнями. Варламова цитировать не буду – вы все его читаете. Если говорить о комфорте и каком-то более ювелирном, чутком отношении – наверное, это Казань и Нижний Новгород. Чебоксары – любопытный, приятный город со своей спецификой. Ростов со своим Левбердоном (Левый берег Дона). У нас такая же водная гладь и набережная, но они живут у воды.   

Марина Ракова оставит должность руководителя управления архитектуры и градостроительства 11 января 2018 года. С середины января она приступит к работе в Севастополе. Марина Ракова ушла по собственному желанию, но не раскрыла причин ухода и планов на будущее. Предположительно, она займется проектированием комфортной городской среды.

– Отсюда говорить о каких-то планах по меньшей мере несерьезно и непрофессионально. Надо понять, почувствовать, познакомиться с людьми, документацией, походить по этому городу, прежде чем отсюда декларировать проекты и идеи. Я в этом смысле очень осторожный и спокойный человек.  Я еду туда работать, – заявила Марина Ракова.

Автор: Михаил Супруненко

16:15 10.01.2018

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.