Иногда искусство воздействует на нас не метафорически, а совершенно физически. Сердце бьётся чаще, ноги подкашиваются, мир плывёт перед глазами, не поэтический образ, а описанное в психиатрии состояние, известное как синдром Стендаля.
В 1817 году французский писатель Мари-Анри Бейль, более известный как Стендаль, посетил флорентийскую базилику Санта-Кроче, вместо спокойного осмотра он пережил острое потрясение. В своём дневнике он детально описал нарастающее волнение от соседства с гробницами Микеланджело, Галилея, Макиавелли. Созерцание фресок привело его в состояние восторженности, граничащей с помутнением. Выйдя на улицу, он ощутил сильную слабость, учащённое сердцебиение и головокружение – его сознание не справилось с концентрацией величия и красоты.
Лишь в 1979 году итальянский психиатр Грациэлла Магерини, проанализировав множество подобных случаев среди туристов во Флоренции, дала этому феномену имя, её исследования показали, что синдром возникает у впечатлительных людей при столкновении с чрезмерной концентрацией шедевров, особенно в условиях культурного «пилигримажа», не болезнь, а крайняя форма эстетического переживания, где восторг перерастает в вегетативный криз.
У состояния есть и противоположный, исцеляющий полюс, в рассказе «Выпрямила» Глеб Успенский описывает, как герой, измождённый жизненной тяготой, находит силы и внутреннее обновление, глядя на Венеру Милосскую в Лувре. Один и тот же источник – встреча с абсолютной гармонией – у одного вызывает катарсис и подъём, у другого – психосоматический спад, разница заключается в индивидуальном психическом складе и контексте восприятия.
Современная психология трактует синдром Стендаля как результат «эстетической перегрузки». Мозг, переполненный мощными sensory-стимулами и историческими ассоциациями, запускает мощную эмоциональную реакцию, которая проявляется через тело, напоминание о том, что настоящее искусство требует не быстрого потребления, а глубокого, почти медитативного погружения, лёгкое головокружение перед полотном или скульптурой – знак того, что восприятие работает на пределе, а душа отзывается на встречу с гениальностью. В мире поверхностных впечатлений эта способность – редкий и ценный дар.
Источник: ЛИТИНТЕРЕС
Читайте также:
- Заменила бархатцы на другие цветы, теперь нет вредителей и болезней в огороде
- Люди разбирают это в «Ермолино» в первую очередь — делюсь списком самых востребованных товаров
- Беларусь глазами приезжего: почувствовала себя не туристом, а желанным гостем
- Цифровой ключ от государства: у россиян в паспортах появится новая отметка, которая изменит жизнь каждого