Практически каждый российский водитель сталкивается зимой с одной дилеммой: сколько минут стоять на холостых, чтобы не навредить мотору. Среди владельцев машин распространено мнение, что достаточно 5-7 минут, чтобы «дать маслу растечься», однако суть прогрева — не во времени, а в достижении определенной температуры масла и охлаждающей жидкости. Недостаточный прогрев ведет к износу, а избыточный к перерасходу топлива и нагару на свечах.
Ключевой ориентир: температура, а не таймер
Самый надежный советчик - приборная панель, оптимальной для начала плавного движения считается температура охлаждающей жидкости в диапазоне от 50°C до 60°C. Если в машине нет стрелочного указателя, стоит ориентироваться на исчезновение синего индикатора «холодный двигатель».
В зависимости от уличной температуры эксперты рекомендуют следующие интервалы работы на холостом ходу перед началом движения:
- От 0°C до -5°C: 3-5 минут.
- От -5°C до -15°C: 5-8 минут.
- Ниже -15°C: от 8 до 15 минут.
После этого можно трогаться, но следующие 5-10 минут ехать в спокойном режиме, не поднимая обороты выше 2000-2500 об/мин, пока двигатель не выйдет на рабочую температуру.
Особенности для разных типов двигателей
Главный принцип - чем сложнее двигатель, тем он чувствительнее к холоду.
- Турбированные моторы (бензин и дизель). Для них прогрев критически важен, турбина вращается с огромной скоростью и смазывается тем же моторным маслом, что и двигатель. На холодном, загустевшем масле подшипники турбокомпрессора испытывают масляное голодание, что может привести к его ускоренному выходу из строя, поэтому для турбодвигателей стоит придерживаться верхних границ рекомендованного времени прогрева.
- Атмосферные бензиновые двигатели. Более просты и менее требовательны, основная задача дать маслу разойтись по системе и начать плавное движение, долгий прогрев на месте им скорее вреден из-за риска образования нагара.
- Дизельные двигатели. Имеют самую высокую потребность в прогреве, солярка на морозе густеет, а в дизеле топливо воспламеняется от сжатия, для чего нужна высокая температура в цилиндрах. Часто рабочие температуры достигаются медленнее, чем у бензиновых моторов.
Что важнее: двигатель или коробка передач?
Часто забывают, что трансмиссионное масло в коробке передач (особенно в АКПП) на морозе густеет сильнее моторного, оно прогревается только в движении, поэтому после начального прогрева мотора важно первые 5-7 километров ехать без резких ускорений и высоких оборотов, чтобы дать нагреться и маслу в коробке.
Четкий алгоритм действий для сильных морозов (ниже -20°C)
- Запустите двигатель.
- Подождите, пока обороты холостого хода снизятся с высоких (1200-1300 об/мин) до штатных (около 800-900 об/мин). Это сигнал от электроники, что мотор готов к минимальной нагрузке.
- Начтите плавное движение на низкой скорости (до 40-50 км/ч).
- Первые 10-15 минут пути избегайте резких разгонов и высоких оборотов. Двигайтесь, пока температура охлаждающей жидкости не приблизится к рабочей (обычно 90°C).
- Если в машине установлено газовое оборудование (ГБО), переходить на газ стоит только после полного выхода двигателя на рабочую температуру (не менее 50-60°C). Холодный пропан-бутан сгорает неэффективно, что ведет к повышенному износу клапанов и проблемам в работе редуктора.
Следование этим простым правилам, основанным на температурных показателях, а не на усредненных временных интервалах, - самый надежный способ сохранить здоровье двигателя в любую зиму.
Источник: Автовод со стажем
Читайте также:
- Новогодние традиции на тарелке: что на самом деле едят на Новый год от Токио до Стокгольма
- Вы убиваете свое долголетие каждое утро? История одной женщины, прожившей 111 лет
- ЦБ опустил ставку на 0,5%. Почему это не повод для радости и когда ждать серьезного снижения
- Синдром Стендаля: что происходит с мозгом, когда красота вызывает головокружение?