Воронежский депутат выступил против всемогущих торговых сетей

Воронежский депутат выступил против всемогущих торговых сетей

По мнению Аркадия Пономарева, ритейлеры развиваются за счет производителей


 

 

В пятницу, 31 марта, в Совете Федерации прошли парламентские слушания по практике применения принятых летом 2016 года поправок в Закон о торговле. Эти поправки должны были устранить дисбаланс интересов на продовольственном рынке, когда один участник этого рынка развивается за счёт другого. Их заявленная цель - помочь местным поставщикам и производителям противостоять давлению со стороны торговых сетей, снизить их издержки.

Однако, по мнению одного из инициаторов поправок, депутата Государственной думы от Воронежской области, члена  аграрного комитета Аркадия Пономарева, установленные для торговых сетей ограничения не работают. Это видно по складывающейся на продовольственном рынке ситуации.

– Торговые сети демонстрируют бурный рост, количество сетевых магазинов за пять лет выросло в два с половиной раза. За счет чего на фоне общей стагнации сетям удается выдерживать такой тренд? Ведь доходы населения сокращаются, падает спрос, товарооборот соответственно ушёл в минус, – задается вопросом Аркадий Пономарев.

Особое внимание он просит обратить на рост крупных федеральных торговых сетей:

– Под ними - уже треть продуктового рынка, в денежном выражении это 3,7 трлн рублей. Учитывая, что темпы прироста примерно 20% в год, а объем всего рынка продовольствия составляет 13,7 трлн руб., то монополистическая тенденция налицо.

На его взгляд, эта тенденция имеет очевидные социально-экономические последствия. Их можно отчетливо проследить по состоянию любой продовольственной ниши и потреблению.

– Возьмем, к примеру, второй по значимости после зерна молочный сегмент, – рассуждает Аркадий Пономарев. – С 90-х годов потребление здесь снизилось более, чем на 40%. Население потребляет 230–240 кг молока и молочных продуктов в год при физиологической норме 360 кг в год. По сути, уже возникает вопрос о продовольственной безопасности, здоровье будущих поколений и  социальном благополучии. Помимо этого, сам по себе молочный сегмент – наипроблемнейший из всех остальных в АПК.

Торговая сеть – всего лишь посредник, схематично объясняет цепочку «поле – магазин - население» Аркадий Пономарев.

– Давить на потребителя торговой наценкой до бесконечности сеть не может. Цена продовольствия в рознице и без того – всегда на пределе возможного для большинства людей. За счет кого удерживать привычную сетевую маржу? Остается агропромышленный сектор, что безнаказанно и практикует ритейл, – выражает возмущение депутат.

По его расчетам, доля сетей – товаропроводящего канала – в конечной цене продукта доходит до 40-45%. Они перетягивают в свой «карман» выделяемые на укрепление АПК дотации. С той лишь разницей, что раньше это были бонусы, теперь скидки, штрафы и посредники в виде связанных с сетью юридических лиц, объясняет депутат.

На основании среднего размера сборов торговых сетей, их доли рынка и объеме проданной молочной продукции депутат предлагает сделать расчёт. Сумма только по одному молочному сектору АПК составляет ориентировочно 252 млрд рублей.  При этом бюджет всего АПК на 2016 год составил 215 млрд рублей, показывает соотношение сумм депутат.

Кроме того, доминирование крупных сетей меняет структуру и на самом рынке розницы, дополняет эксперт. Федеральные игроки увеличивают долю рынка за счет снижения в кризис динамики роста более мелких сетей. Им на руку сворачивание доли остальной розницы – обычных магазинов, рынков, ярмарок. Разворачивающуюся монополизацию на продовольственном рынке необходимо остановить, акцентирует Аркадий Пономарев.

Воронежский депутат предлагает долю торговой сети на рынке, при превышении которой она будет считаться монополистом, уменьшить с 25% до 10%. Причем эту долю определять как территориально (по регионам), так и по количеству площадей.

Также в рамках антимонопольного законодательства он предлагает ограничить наценку на продовольствие:

– Те сети, чья доля больше десяти процентов на рынке, следует обязать продавать продовольствие по фиксированной наценке.

В таком случае, по убеждению Аркадия Пономарева, развиваться смогут не только крупные, но и все прочие игроки. И тогда цены в рознице для потребителя станут демократичнее. А заодно снизится и давление на производственно-перерабатывающий сектор.

Автор: Сергей Маркелов  

13:11 03.04.2017

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.