Итак, все-таки Воронежским космостроителям не удалось избежать конфуза.
Как сообщили федеральные агентства, в среду 11 января в госкорпорации «Роскосмос» назвали предварительные итоги расследования причин аварии ракеты-носителя «Союз-У» с грузовым кораблем «Прогресс МС-04»,. Авария, как сообщала интернет-газета «Время Воронежа», случилась 1 декабря 2016 года. Авария произошла на 382-й секунде полета на высоте около 190 км над Тувой, большая часть обломков корабля и ракеты сгорели в плотных слоях атмосферы.
И буквально в первые часы после аварии некие источники из «Роскосмоса» рассказали журналистам версию: причина сбоя – в работе насоса в двигателе РД-0110 производства Воронежского механического завода.
Невероятная оперативность , безапелляционность и анонимность заявления вызвали резкое неприятие, даже обиду со стороны производителей.
На сайте Воронежского механического завода появилось сообщение от имени Центра им. Хруничева: «В соответствии с решением Государственной комиссии, на космодроме Байконур продолжаются дополнительные проверки систем ракеты космического назначения «Протон-М». Работы идут в соответствии с регламентом и по графику…».
И далее отдельным, выделенным жирным шрифтом абзацем: «…Все сообщения, которые появились в последнее время, со ссылками на различные источники не имеют отношения к действительности».
Увы, оказалось - имеет. Через полтора месяца проверки был подтвержден блиц-вывод анонимного эксперта. Члены аварийной комиссии установили, что «наиболее вероятная причина аварии — вскрытие бака окислителя третьей ступени в результате воздействия элементов, возникших при разрушении двигателя из-за возгорания и дальнейшего разрушения насоса окислителя..."
При этом сам пожар насоса окислителя мог начаться как по причине попадания посторонних частиц в полость насоса, так и из-за возможного нарушения технологии сборки двигателя.
Как бы то ни было, это дефект, имеющий производственный характер, и это очень плохая новость для воронежского мехзавода и Воронежа в целом.
Это был предпроследний старт ракеты-носителя «Союз-У», которую снимают с производства, - и с ее помощью была сделана попытка вывести на орбиту американский спутник связи «ЭкоСтар-21». А в марте предстоит отправить пилотируемую российско-американскую миссию к МКС при помощи похожей ракеты «Союз-ФГ». Ситуация нервная, в том числе политически, тем более что детально картина аварии так и не раскрыта.
12 декабря доклад аварийной комиссии должен заслушать вице-премьер Дмитрий Рогозин. Не исключено, что разбор полетов закончится принятием мер дисциплинарной ответственности лиц, осуществляющих на предприятии приемку изделия.
Одно утешает: злосчастная «Союз-У» 21 февраля совершит последний полет в космос вместе с транспортником «Прогресс МС-05». В дальнейшем пуски по доставке грузов на МКС будут осуществляться при помощи других ракет-носителей. А ВМЗ, возможно, перейдет в перспективе на производство новейших метановых двигателей.
Автор: Лев Рыбкин
Комментарии
Петр