Художественный руководитель Воронежского камерного театра Михаил Бычков 13 декабря принял участие во встрече президента Владимира Путина с деятелями театрального искусства, прошедшей в Ярославле. В своем разговоре с главой государства худрук пожаловался на чиновников, вспомнил дело «Седьмой студии» и пожелал здоровья бывшему губернатору, ныне вице-премьеру Алексею Гордееву. «Время Воронежа» публикует часть стенограммы с сайта Кремля.
– Мне кажется, что сегодня российский театр находится на подъеме. Во многом, кстати говоря, но не могу сказать, что вопреки всей этой бюрократической системе. Нет! Система поддержки малых городов дала огромные результаты. И то, что сейчас с детскими театрами началось, это тоже очень важная вещь.
Но, в принципе, сегодня театр на подъеме, потому что у нас были нулевые годы, когда еще не набрал такой мускулатуры чиновничий, бюрократический аппарат, когда еще не были придуманы эти окончательные, так сказать, скрепы и путы в виде регламентации всего, когда мы еще не начали бороться с коррупцией и так далее, когда можно огурцы в театр покупать просто в соседнем киоске, не объявляя в интернете конкурс на покупку огурцов. Понимаете?
И свобода была, извините. Тогда даже разговоров о цензуре не было. А сегодня мы говорим: у нас нет цензуры. Значит, что-то в воздухе появилось, желание ввести цензуру на самом деле есть.
Вообще я в своей жизни встречал одного чиновника, который правильно относился к культуре, – это знакомый Вам Алексей Васильевич Гордеев. Понимаете, это человек, благодаря которому очень многое в регионе было сделано, или благодаря тому, что он не вмешивался и доверял.
Вы знаете, он самым важным занимается. Любая экономика начинается с сознания, начинается с души, и он все эти годы говорил это. Так вот, он ушел в Правительство, дай ему бог здоровья, я уверен, что в российском сельском хозяйстве все будет хорошо. Но все началось заново. И эта проблема попыток введения цензуры, регламентации, все эти вещи возвращаются, с этим надо что-то делать.
Очень жду, что, действительно, закон о культуре будет принят. Очень надеюсь, что произойдет, как я понимаю сейчас, утверждение на уровне Совета Федерации и Вашего закона о меценатстве, который мы очень ждем, очень. Потому что просить у Вас, чтобы повысили зарплату артистам в Дагестане или Воронежской области, невозможно.
Знаете, как это будет сделано? В среднем по региону за счет того, что специалисты с низкой зарплатой будут уволены и оставлены только высококвалифицированные ставки – так ведь делается. Уже в театрах нет уборщиц, гардеробщиц, билетеров, охранников, это на аутсорсинге, это все мухлеж по поводу того, чтобы выполнить обещание и отчитаться перед Вами с цифрами. На самом деле все очень сложно. Так, может быть, закон о меценатстве поможет, если он реально заработает? Если мы тогда недостающие в бюджетах регионов средства будем брать у предпринимателей? Они худо-бедно что-то сегодня зарабатывают и могли бы часть отдавать на развитие культуры.
И не могу не сказать еще о том, что нас объединяет. Мы все следим за так называемым центральным делом, которое сейчас уже в открытом суде… Это очень важная вещь. Слава богу, это открытый процесс. Мы знаем, что наши товарищи год в мучениях провели.
А сейчас мы слышим, как они аргументированно доказывают то, что занимались своим делом без всякой злонамеренности. Мы все ждем справедливого завершения этого процесса. Так же как мы ждем, что театр в нашей судьбе изменит все, хоть немножечко, но в лучшую сторону.
Комментарии