Воронеж. Аплодисменты для Саши и Толечки

Воронеж. Аплодисменты для Саши и Толечки

Памяти неповторимого актерского дуэта «Абдурасенки»


 

Год назад, 19 октября 2015 года воронежский Камерный театр был на гастролях в Санкт-Петербурге. И в этот день, за неделю до своего 74-летия, скоропостижно скончался народный артист России Александр Тарасенко. А через три дня в Воронежском Театре юного зрителя, где он прослужил полвека, прошла церемония прощания, после которой артиста по старой традиции проводили в последний путь аплодисментами…

Как и полагалось по статусу народного артиста, Александра Георгиевича Тарасенко погребли в пределах Почетного 8-го квартала Коминтерновского кладбища, называемого Аллеей Славы, - в десяти шагах от могилы его стародавнего коллеги по ТЮЗу и Камерному, с почетом преданного здешней земле в конце февраля 2012 года, народного артиста России Анатолия Гафаровича Абдулаева, которого Тарасенко при жизни называл Толечкой.

Так судьба снова и навсегда свела двух друзей и творческих партнеров, которым было суждено встретиться под крышей воронежского  ТЮЗа, где они, начав актерскую карьеру в середине 1960-х годов, одновременно в январе 1979-го стали заслуженными артистами РСФСР, а затем народными артистами России: Абдулаев- в 1996-м, а Тарасенко - в1997 году.

На сцене ТЮЗа рождался их знаменитый «капустный» дуэт, вписанный в театральную историю Воронежа под брендом, составленным из двух фамилий - «Абдурасенки». Начав авторами-исполнителями юмористических текстов в домашних «тюзовских» капустниках, Абдулаев и Тарасенко вскоре вышли на сцену Дома актера во главе большого коллектива профессионалов, где состояли представители всех воронежских театров. Так в Воронеже под маркой «Абдурасенок» наступила эпоха знаменитых театральные капустников времен перестройки. И несколько поколений воронежцев прошли школу гласности Абдулаева и Тарасенко, бесстрашно выступавших на сцене в роли шутов.

Со временем капустники превратились в одну из профессиональных ипостасей. Во главе «капустной» труппы воронежских актеров «Абдурасенки» объездили полстраны. Им рукоплескали коллеги из Москвы, Киева и Одессы, где «Абдурасенкам» было доверено открывать театральные сезоны. При этом они продолжали работать в родном ТЮЗе, а, начиная с 1998 года, вышли и на сцену нового воронежского Камерного театра. Там, по мнению критиков, у двух народных артистов России открылось второе дыхание.

В истории и Камерного, и ТЮЗа они были единственными народными артистами страны. При этом они были не почетными «генералами» сцены, а любимцами публики - актерами, на которых ходят зрители, обеспечивая кассовый успех театру. И Тарасенко, и Абдулаев относились к той категории театральных служителей, о которых Станиславский сказал: «Единственный царь и владыка сцены - талантливый артист».

Съемки документального фильма, посвященного годовщине смерти близкого мне человека и актера Александра Тарасенко, в конце концов, привели меня в воронежский ТЮЗ, откуда год назад церемонно вынесли гроб с его телом… И каково же было мое удивление, когда в фойе среди фотопортретов молодых актеров ТЮЗа не увидел ранее висевшего здесь портрета Тарасенко. По воспоминаниям работников театра, ту памятную фотографию сняли со стены и отдали дочери актера еще в день похорон…

А вслед за удивлением пришло ощущение тоски, когда в том же фойе не обнаружилось и портрета Абдулаева. Это нонсенс! Двум, напомню, единственным в истории театра народным артистам не нашлось места в сердцах и памяти их соратников по ТЮЗу. А ведь отрекаясь от славных героев недавнего прошлого, театр вряд ли сумеет обрести такое же славное героическое настоящее и будущее.

Так и не сняв ничего в ТЮЗе для фильма, с тоскливыми мыслями переместился я в Камерный театр. И там, лицом к лицу встретившись в фойе с огромным портретом Тарасенко, был уже готов обрести душевное равновесие, но узнал, что портрет Абдулаева удален из фойе Камерного. «Прошло уже много времени» - так, с надеждой на понимание, было мне объяснено очевидное: дипломант высшей национальной театральной премии «Золотая маска» - Гафарыч или дядя Толя, как его называли коллеги – самый звездный актер театра тихо списан в архив, чтобы не мешать прошлым сиянием мерцанию новых звезд.

И тут вспомнился мне эпизод другого съемочного периода, неприятный осадок от которого остался, подобно занозе. В 2004 году, снимая документальный фильм о легендарном дирижере воронежского Театра оперы и балета Михаиле Иосифовиче Носыреве – композиторе, прославившем театр своим балетом «Песнь торжествующей весны» - я не нашел его фотографии среди парадных портретов действующих служителей театра, тогда висевших в фойе. Впрочем, не нашлось там места и для других  легендарных персон –например, Пойманова или Валитовой - народных и заслуженных артистов, в течение многих лет верой и талантом служивших театру и во славу его. А потому из Камерного ноги сами понесли меня в сторону главного музыкального театра Воронежа.

Воперно-балетном, как известно, сменилось руководство. А еще ранее - в процессе подготовки к грядущему ремонту – около полусотни портретов театральных деятелей были сняты со стен фойе. И, как понимаете, надолго-надолго, если не навсегда. Ибо меняющаяся театральная эстетика сегодня выводит на первый план все что угодно, но только не обращение к истории – к памяти о талантах, поклонники которых вместе с ними ушли в  прошлое, как в разлом во времени, откуда нет возврата.

«Однако, тенденция!..» - припомнился мне старый анекдтот-притча о чукче-пастухе, равнодушно наблюдающем, как у него на глазах один за другим в пропасть бросались олени из подведомственного ему стада. На этом можно было бы поставить точку. Однако – справедливости ради – следует упомянуть о фотографиях из музея театра кукол «Шут». А как к примеру, достойному подражанию, обратиться к портретной галерее воронежского Театра драмы. Это, пожалуй, единственный в нашем городе театр, который начинается не с вешалки, а с фойе, где предстает во всей славе своего былого прошлого. Не стыдясь его и не забывая, как детям не должно стыдиться своих родителей и не забывать их в суете настоящего.

Автор: Александр Никонов

11:52 19.10.2016

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.