Год назад, 19 октября 2015 года воронежский Камерный театр был на гастролях в Санкт-Петербурге. И в этот день, за неделю до своего 74-летия, скоропостижно скончался народный артист России Александр Тарасенко. А через три дня в Воронежском Театре юного зрителя, где он прослужил полвека, прошла церемония прощания, после которой артиста по старой традиции проводили в последний путь аплодисментами…
Как и полагалось по статусу народного артиста, Александра Георгиевича Тарасенко погребли в пределах Почетного 8-го квартала Коминтерновского кладбища, называемого Аллеей Славы, - в десяти шагах от могилы его стародавнего коллеги по ТЮЗу и Камерному, с почетом преданного здешней земле в конце февраля 2012 года, народного артиста России Анатолия Гафаровича Абдулаева, которого Тарасенко при жизни называл Толечкой.
Так судьба снова и навсегда свела двух друзей и творческих партнеров, которым было суждено встретиться под крышей воронежского ТЮЗа, где они, начав актерскую карьеру в середине 1960-х годов, одновременно в январе 1979-го стали заслуженными артистами РСФСР, а затем народными артистами России: Абдулаев- в 1996-м, а Тарасенко - в1997 году.
На сцене ТЮЗа рождался их знаменитый «капустный» дуэт, вписанный в театральную историю Воронежа под брендом, составленным из двух фамилий - «Абдурасенки». Начав авторами-исполнителями юмористических текстов в домашних «тюзовских» капустниках, Абдулаев и Тарасенко вскоре вышли на сцену Дома актера во главе большого коллектива профессионалов, где состояли представители всех воронежских театров. Так в Воронеже под маркой «Абдурасенок» наступила эпоха знаменитых театральные капустников времен перестройки. И несколько поколений воронежцев прошли школу гласности Абдулаева и Тарасенко, бесстрашно выступавших на сцене в роли шутов.
Со временем капустники превратились в одну из профессиональных ипостасей. Во главе «капустной» труппы воронежских актеров «Абдурасенки» объездили полстраны. Им рукоплескали коллеги из Москвы, Киева и Одессы, где «Абдурасенкам» было доверено открывать театральные сезоны. При этом они продолжали работать в родном ТЮЗе, а, начиная с 1998 года, вышли и на сцену нового воронежского Камерного театра. Там, по мнению критиков, у двух народных артистов России открылось второе дыхание.
В истории и Камерного, и ТЮЗа они были единственными народными артистами страны. При этом они были не почетными «генералами» сцены, а любимцами публики - актерами, на которых ходят зрители, обеспечивая кассовый успех театру. И Тарасенко, и Абдулаев относились к той категории театральных служителей, о которых Станиславский сказал: «Единственный царь и владыка сцены - талантливый артист».
Съемки документального фильма, посвященного годовщине смерти близкого мне человека и актера Александра Тарасенко, в конце концов, привели меня в воронежский ТЮЗ, откуда год назад церемонно вынесли гроб с его телом… И каково же было мое удивление, когда в фойе среди фотопортретов молодых актеров ТЮЗа не увидел ранее висевшего здесь портрета Тарасенко. По воспоминаниям работников театра, ту памятную фотографию сняли со стены и отдали дочери актера еще в день похорон…
А вслед за удивлением пришло ощущение тоски, когда в том же фойе не обнаружилось и портрета Абдулаева. Это нонсенс! Двум, напомню, единственным в истории театра народным артистам не нашлось места в сердцах и памяти их соратников по ТЮЗу. А ведь отрекаясь от славных героев недавнего прошлого, театр вряд ли сумеет обрести такое же славное героическое настоящее и будущее.
Так и не сняв ничего в ТЮЗе для фильма, с тоскливыми мыслями переместился я в Камерный театр. И там, лицом к лицу встретившись в фойе с огромным портретом Тарасенко, был уже готов обрести душевное равновесие, но узнал, что портрет Абдулаева удален из фойе Камерного. «Прошло уже много времени» - так, с надеждой на понимание, было мне объяснено очевидное: дипломант высшей национальной театральной премии «Золотая маска» - Гафарыч или дядя Толя, как его называли коллеги – самый звездный актер театра тихо списан в архив, чтобы не мешать прошлым сиянием мерцанию новых звезд.
И тут вспомнился мне эпизод другого съемочного периода, неприятный осадок от которого остался, подобно занозе. В 2004 году, снимая документальный фильм о легендарном дирижере воронежского Театра оперы и балета Михаиле Иосифовиче Носыреве – композиторе, прославившем театр своим балетом «Песнь торжествующей весны» - я не нашел его фотографии среди парадных портретов действующих служителей театра, тогда висевших в фойе. Впрочем, не нашлось там места и для других легендарных персон –например, Пойманова или Валитовой - народных и заслуженных артистов, в течение многих лет верой и талантом служивших театру и во славу его. А потому из Камерного ноги сами понесли меня в сторону главного музыкального театра Воронежа.
Воперно-балетном, как известно, сменилось руководство. А еще ранее - в процессе подготовки к грядущему ремонту – около полусотни портретов театральных деятелей были сняты со стен фойе. И, как понимаете, надолго-надолго, если не навсегда. Ибо меняющаяся театральная эстетика сегодня выводит на первый план все что угодно, но только не обращение к истории – к памяти о талантах, поклонники которых вместе с ними ушли в прошлое, как в разлом во времени, откуда нет возврата.
«Однако, тенденция!..» - припомнился мне старый анекдтот-притча о чукче-пастухе, равнодушно наблюдающем, как у него на глазах один за другим в пропасть бросались олени из подведомственного ему стада. На этом можно было бы поставить точку. Однако – справедливости ради – следует упомянуть о фотографиях из музея театра кукол «Шут». А как к примеру, достойному подражанию, обратиться к портретной галерее воронежского Театра драмы. Это, пожалуй, единственный в нашем городе театр, который начинается не с вешалки, а с фойе, где предстает во всей славе своего былого прошлого. Не стыдясь его и не забывая, как детям не должно стыдиться своих родителей и не забывать их в суете настоящего.
Автор: Александр Никонов
Комментарии