Сергей Горшков:
«Для художников финансовый кризис длится еще с 2008 года»

Сергей Горшков: «Для художников финансовый кризис длится еще с 2008 года»
Воронежский художник и скульптор о политике и творчестве

Не так давно в галерее Х.Л.А.М. проходила персональная выставка воронежского художника и скульптора Сергея Горшкова под названием «Вечные ценности». Сергей Иванович – благодатный собеседник, с которым можно поговорить не только об искусстве, но и обо всём наболевшем – финансовом кризисе, политике, патриотизме. Что мы и сделали.

«Искусство не обязано нравиться всем»

- Сергей Иванович, как вы оцениваете эволюцию современного искусства в Воронеже?

- До 2008 года в Воронеже была группировка молодых художников под названием «Пи», в которую входили Арсений Жиляев и Илья Долгов. Позже она расширилась до «ПопПи». Ребята устраивали квартирные выставки, акции. Они себя не чувствовали какими-то героями – для них это было вполне естественно. В группе не было никаких запретов, ребята не выступали против чего-либо, а исследовали искусство своими выработанными средствами. Еще в 90-е годы я задумывал проводить в Дивногорье симпозиумы с участием художников. В 2007 году  этот замысел был осуществлен. Так, в  хуторе Дивногорье появился проект «Археарт» - ребята исследовали и художественно переосмысляли  археологию, быт древних людей. Туда приехал и Алексей Юрьевич Горбунов, будущий директор галереи Х.Л.А.М., познакомившийся со мной незадолго до «Археарта». Там он ближе узнал молодых воронежских художников – Ивана Горшкова, Сашу Синозерского, Илью Долгова, Арсения Жиляева. Ему понравилось, что  в Воронеже  появилась община людей, связанных с современным искусством, что молодые люди полны творческой энергии,  и Алексей Юрьевич решил быть не только зрителем, но и активным участником художественных событий Воронежа. Таким образом, в 2008 году появилась галерея современного искусства Х.Л.А.М. Молодые художники  продолжали заниматься своим делом, но теперь знали, что отныне в Воронеже есть место, где их всегда ждут с распростёртыми объятиями, где дают возможность показывать всё, что угодно, без цензуры и ограничений.

- Вам, наверное, часто приходится защищать честь современного искусства, пояснять, почему те или иные странные и бесформенные работы выставляются в галерее?

-  Споры о том, что есть искусство, а что им не является, идут давно. Есть люди, которые находятся в профессии художника. Но художник – это очень ёмкое понятие. Ведь существуют художники-дизайнеры, художники по рекламе, художники-живописцы, скульпторы, резчики по дереву. В нашей стране с советских времен бытует мнение, что настоящий художник - человек, который умеет что-то делать руками, мастерить и рукодельничать. Глядя на его работу, зрители скажут: «Ах! Сколько на неё затрачено труда! Ведь я бы так ни за что в жизни не смог сделать».

И наоборот, когда зритель видит какую-нибудь странную вещь и думает: «Да я бы сам смог сделать такое», то это к разряду искусства не относится. То есть мерилом всего является трудолюбие и мастерство. Этот подход для себя выработали и зрители, и те, кто стоит у власти, в Министерстве культуры и управлении культуры. Искусствоведы молчат, а народ пребывает в более-менее невежественном состоянии. Таким образом, произошла путаница: ремесленничество выдают за искусство. Ремесленники, пользуясь этим, выходят на передний план, бьют себя в грудь и говорят: «Посмотрите, что я умею делать! Поэтому я стою больших денег». Это шарлатанство. Вытащил кролика из шляпы, показал фокус, произвёл эффект – и тебе все аплодируют. А искусство на самом деле стоит в стороне. Все его толкают, говорят: «Подвинься!», но оно и не стремится к тому, чтобы его замечали. Это свободная субстанция, которая не обязана нравиться всем. Достаточно посмотреть на искусство косо – оно развернётся и уйдёт.

«Нужно не писать прошения, а просто заниматься своим делом»

- Как вы думаете, что лучше для художников: когда власть их поддерживает, но они вынуждены принимать правила игры этой власти, или когда власть стоит в стороне, не вмешиваясь в творческий процесс, но и не помогая художникам?

- Что касается взаимоотношения искусства и власти, то здесь очень показателен случай с Воронежским центром современного искусства. Областная власть проявила неслыханную по российским меркам цивилизованность, предоставив молодым художникам помещение под центр. Меня приятно удивило, что в прошлом году наш губернатор получил премию «Золотая маска» за поддержку театра. Это, безусловно, заслуженная награда.

Я не думаю, что помощь со стороны власти ВЦСИ - это дань моде или спущенный кем-то сверху указ. Инициатива наших властей понятна – ведь наши ребята заявили о себе на самом высоком уровне - в Москве, в Европе. Сначала они стали номинантами государственных премий в области изобразительного искусства. Позже Илья Долгов получил госпремию «Инновация». Работы Арсения Жиляева, Ивана Горшкова, Ильи Долгова, Николая Алексеева и Кирилла Гаршина хранятся в музеях. Все они влияют на то, что сейчас происходит в художественной жизни нашей страны.

Поэтому большое спасибо власти за поддержку, но эта помощь была осуществлена без каких-либо условий. Художники не должны были во время выборов стоять на улице и раздавать листовки. В данном случае наша власть действовала бескорыстно. Для сравнения, в Санкт-Петербурге произошла более печальная история. Когда группа «Митьки» стала очень известной, власть неожиданно обратила на них внимание – предложила им огромное помещение под мастерские и шикарный выставочный зал. Но с условием, что «Митьки» будут участвовать в предвыборных кампаниях. Многие участники «Митьков», в том числе Александр и Ольга Флоренские, от этого отказались. А Митя Шагин – человек мягкий. Может, он даже не понял, о чём идёт речь, и согласился. Сейчас «Митьки» в новом составе вынуждены с этим тяжёлым ярмом на шее прислуживать власти. Флоренский и те, кто вышел из «Митьков», посчитали это позорным. Лучше есть свой хлеб, но быть свободным и независимым человеком.

Инициативы сверху и снизу

- В Воронеже невооруженным глазом видно, что культурная жизнь с приходом Алексея Гордеева расцвела. Есть ли в России примеры регионов, где инициатива поддержки искусства и культуры идёт сверху?

 - Мне кажется, что в Воронеже – интересная ситуация, когда инициативы идут и сверху, и снизу. И власть поддерживает те инициативы, которые идут снизу. Взять, например, Михаила Бычкова. Если бы он сидел и молчал, то власть бы ему не помогла. Но это очень активная личность. Получается, два центра притяжения шли навстречу друг другу. То же самое можно сказать и о главреже Воронежского драматического театра Петрове, и об Алексее Горбунове. Мы не писали прошений, а просто занимались своим делом, пока на нас не обратили внимания и не предложили сотрудничество. Меня часто обвиняют в том, что я борюсь против своего родного Союза художников. На самом деле это не так. Иногда я позволяю себе небольшие  критические замечания.  Ведь Союз художников таких инициатив не проявляет. Возможно, поэтому ему со стороны власти оказывается меньше содействия.

- Похожа ли воронежская ситуация на ту, что сложилась в Перми?

- В Перми получилась очень запутанная ситуация. С появлением Марата Гельмана активизировалось содействие власти. Появилось огромное количество фестивалей, стали открываться музеи, среди которых – палеонтологический музей. Все это – по инициативе Марата Гельмана. По его же инициативе стали реконструировать парки, появились  велосипедные дорожки и пункты проката велосипедов, парк для экстремалов, которые катаются на скейтбордах. Отремонтировали дороги и трамвайные пути. Я удивился, когда увидел, что у них по улицам ездят французские и чешские трамваи, которые не мешают автомобильному движению (потому что между рельсами проложено резиновое покрытие). Пермь притягивала туристов – мест в гостиницах катастрофически не хватало. Кстати, для туристов сделали так называемую «зелёную линию» - самостоятельный туристический маршрут. Идёшь по зелёному пунктиру, а он ведёт тебя, словно волшебный клубок из сказки, ко всем достопримечательностям города. Ты выходишь то к краеведческому музею, то к оперному театру, а на специальных стелах написана их история.

Впервые в России открытый Маратом Гельманом музей современного искусства Permm рассматривался как городской мощный культурный центр, который мобилизует все творческие и технические силы города. Я помню, как на мою выставку в Пермском художественном музее пришли представители разных религиозных конфессий: мулла, иудеи, православный священник. Всех их пригласил Марат Александрович Гельман. Они стояли бок о бок, обсуждали выставку, и на их лицах не было ни тени недовольства. Более того, когда там проходил фестиваль «Белые ночи в Перми», то я ходил на выставку, которую проводила Русская православная церковь в помещении рядом с храмом знаменитого пермского святого Стефана. Это была выставка живописи прихожан, естественно, на религиозную тему. Рядом с храмом развевался фестивальный флаг «Белые ночи в Перми» - таким образом, церковь была одним из его участников.

- Почему же все закончилось?

- Сменился губернатор, министр культуры - разрушилась связь власти и музея современного искусства PERMM. Следующий губернатор посчитал, что культура не так сильно влияет на жизнь региона, что надо развивать, в первую очередь, промышленность. Сейчас прежний музей PERMM закрыт на реконструкцию, он переехал в другое здание. После увольнения Марата Гельмана и его отъезда из города оживленная пермская культурная жизнь затихла. В городе не происходит интересных культурных событий, туристов стало меньше.

- Повезло ли каким-нибудь городам еще, кроме Воронежа?

- Повезло Пензе. Там находится самая масштабная арт-резиденция в нашей стране. Но в Пензе современное искусство поддерживает бизнесмен. Каждый год он приглашает со всего мира - от Аргентины до Японии - 60 скульпторов, которые делают парковые скульптуры. Причем ваяют их из мрамора, бронзы. Этот бизнесмен выделает на проведение симпозиумов около 30 миллионов рублей. Причем он оплачивает художникам проезд, проживание, питание и даже выплачивает стипендию. Это европейские условия. Кроме того, он построил свой собственный трёхэтажный музей современного искусства. Кстати, в течение года в пензенскую арт-резиденцию приезжает примерно 60 живописцев, которые с января по декабрь работают в мастерских. Каждый месяц проходят выставки и вернисажи. Поэтому коллекция музея современного искусства пополняется регулярно. Интересно, что музей и арт-резиденция работает в Пензе уже пять лет. Ребята все это время ждут, пока к ним приедет кто-нибудь из Пензенского управления культуры, похвалит и предложит сотрудничество. Но чиновники от культуры их будто не замечают.

Похожая ситуация – в Краснодаре. Там есть мощное культурное сообщество – арт-группировка «ЗИП», резиденция которых – здание старой типографии. У ребят тоже есть спонсор – совладелец культурного центра «Типография» Ник Мороз, который поддерживает современное искусство, устраивает выставки. Ребята из «ЗИП» страшно популярны в столице и других городах России, но власть их игнорирует.

Для того чтобы в городе бурлила художественная жизнь, должны быть три условия: первое - сообщество художников, второе - площадка, на которой они могли бы выставляться, и загородная резиденция, где можно было бы устраивать симпозиумы и проводить фестивали лэнд-арта. В Воронеже есть все три слагающих: есть молодые художники из ВЦСИ, галерея современного искусства Х.Л.А.М. и заповедник Дивногорье. В Краснодаре роль загородной резиденции выполняет дача художников, которая находится в бывшем карьере. У них есть и мастерские, и выставочная площадка, и даже хостел для художников. Но у ребят не возникает контакта с местной властью. Она слишком консервативна.

«Чиновники от культуры за бумагами не видят человека»

- Сергей Иванович, повлиял ли на воронежских художников кризис?

- У нас последний ощутимый кризис начался в 2008 году. Для нас, художников, до сегодняшнего дня все стабильно находится в стадии этого кризиса. С 2008 года все ссылаются на кризис. Ситуация в искусстве не изменилась ни на грамм.

Я являюсь членом общественного совета в Департаменте культуры и в городском управлении культуры. Когда мы с коллегами задаём вопросы о том, в состоянии ли управление оказать помощь творческим союзам или театрам, ответ всегда один: «Денег в бюджете нет». Хотя у меня есть субъективное наблюдение. Я считаю, что люди, которые распоряжаются бюджетом, должны вести себя поскромнее. Глядя на них, не ощущаешь, что у них кризис. Они по-прежнему делают в своих кабинетах ремонты. Это, может быть, говорит не о том, что они неправильно  расходуют средства, а о том, что у них такой вкус. Ведь, с их точки зрения, в кабинете должны быть хрустальные люстры, паркетный пол, полированная мебель с гнутыми ножками и бархатные в складку занавески, иначе неприлично будет принимать людей.

Если ты художник, независимый, свободный и не рассчитываешь на какую-либо помощь, то тебе абсолютно всё равно: жить во время кризиса или в благополучное время. Липецкий художник Юрий Татьянин как-то написал: «Ввиду наступления финансового кризиса и подорожания холстов и красок теперь я буду рисовать не на холстах, а на гофрированном картоне, и не маслом, а гуашью и акрилом». Он сделал серию антикризисных картин, которые стоили не по 1000 долларов, а по 200 долларов.

Правда, кризис отразится на российских музеях, запасники которых и так не пополняются. Но здесь все зависит от активности музейного руководства. Люди, заинтересованные в работах того или иного художника, будут приходить к художнику в гости, пить с ним чай, просить подарить им его картины, и, в конце концов, они не уйдут с пустыми руками.

К примеру, взять Липецкий музей декоративно-прикладного искусства. В Липецке он не самый главный, но его руководство очень активное и приглашает всех художников с ними сотрудничать. Директор музея договорилась с властью о том, чтобы передать на баланс музею заброшенный памятник архитектуры. Ей передали здание, она нашла спонсоров, в здании сделали ремонт, провели электрику, и вот уже там запланировано открытие выставок. Она же открыла мастерскую гончаров – поставила керамические печи для обжига, и сейчас там занимаются дети. Сейчас директор музея собирается создать на базе музея арт-резиденцию и пригласить туда Александра Флоренского, который по образованию – специалист по керамике. Она понимает, что, если сделать выставку керамических изделий, то художник обязательно что-нибудь подарит музею.

Таким образом, у нас в стране все зависит от личности. Системы не существует никакой. К сожалению, в нашем Департаменте культуры и архивного дела не существует никакого сообщества арт-менеджеров, которые бы занимались осуществлением культурных проектов. Они, например, могли бы оказывать содействие проведению фестивалей. Вместо них в кабинетах сидят чиновники, которые за бумагами и человека-то не видят. На всё – один ответ: «Денег нет, позвоните завтра, а лучше через месяц». И через месяц ничего не меняется. Это полный хаос. И если появляется какой-то активный человек, он заменяет собой целый департамент.

«Любовь и дружба – единственное, что я могу противопоставить злу»

- Кстати, о людях. Культурная жизнь в городе забурлила с приездом Эдуарда Боякова, у которого, тем не менее, успели появиться враги в виде «Культурного фронта». Это диагноз или всё в порядке вещей?

- На самом деле так и должно происходить. Правда, пропорции не те. Это результат воспитания, оставшегося с советских времен, когда считалось, что культура – это нечто второстепенное. Как правило, когда обывателю начинаешь рассказывать, что ты занимаешься искусством, то он тебя не понимает. Ведь искусство – вещь необъяснимая. Многие люди стоят на позициях первобытнообщинного строя. Они сквозь пальцы смотрят на то, что делают Горбунов, Бычков и Бояков только потому, что, как им кажется, их поддерживает власть. У меня такое впечатление, что большая часть нынешних консерваторов ждет удобного случая, когда власть поменяется. Когда же им, наконец, разрешат поливать грязью Боякова и Бычкова. Новая власть спускает их с цепи, а они, словно свора собак, набрасываются на тех, кто им не нравится. Иногда слышишь невольные проявления такой ненависти. Приходишь в театр, сдаёшь пальто в гардероб, и вдруг становишься свидетелем разговора двух знакомых: «Наконец-то, хоть одна хорошая новость за последний месяц – в Министерстве культуры закрыли отдел по современному искусству». Я поворачиваюсь и говорю: «Его не закрыли, а совместили с отделом народного творчества. Так что теперь народное творчество будет осовременено».

- В самый разгар информационной войны России и Украины вы проводили в воронежской Академии искусств перформанс, который был смелым политическим жестом. У вас был странный самодельный флаг. Что он означал?

- Этот флаг я сделал из народного коврика, который соткали жители Дивногорья. Дивногорье было основано украинскими переселенцами еще 18 веке. С того времени русские традиции наложились на украинские. Люди говорят на украинском языке, плетут украинские коврики, поют русские и украинские песни.  В нашей области с успехом можно проводить фестиваль под девизом  «Один народ – носитель двух культур». Из коврика я сделал флаг, который стал, с одной стороны, символом братства, единения наших народов. Любовь, дружба – единственное, что я могу противопоставить злу. У меня нет оружия. Я могу лишь по-прежнему любить своих друзей, которые остались по ту сторону фронта, укреплять наши культурные связи, показывать, что мы не враги, что мы неразделимы.

- Как вы думаете, в чем странность и сложность нашего времени?

- Сложность в том, что никто ничего не понимает. По телевизору и в интернете – слишком много постановочных кадров, которые выдаются за настоящие. Под видом новостей читателям выдают «фэйки». Беда нашего времени – коррупция, жадность и растущее число подлецов, которые ради своего обогащения могут и обмануть, и навредить, и даже предать смерти другого человека. От этого страшно и неуютно.

Я могу предположить, что, если в нашей стране будут и дальше «завинчивать гайки», то вся культурная жизнь будет сводиться к концертам художественной самодеятельности. Я боюсь, что настоящее народное искусство – кладезь традиций, сказок, частушек и особого чувства юмора – будет подменяться симулякрами, выступлениями женщин в кокошниках и мужчин с гармошками. Вреда такие концерты не принесут, но и пользы от них точно будет мало…

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.