Ованес Папоян: "Воронеж давно стал столицей для армянской диаспоры Черноземья"

Ованес Папоян: "Воронеж давно стал столицей для армянской диаспоры Черноземья"

Армянский язык – он и в Африке армянский язык


 

В Воронеже армянская диаспора открывает апостольскую церковь, новую воскресную школу и меняет руководство диаспоры. Об этих и других новостях интернет-газете «Время Воронежа» рассказал один из лидеров национального сообщества, член региональной Палаты национальностей Ованес ПАПОЯН.

 - Ованес Юрьевич, пять лет назад вы, в свои 34 года стали чуть ли не самым молодым руководителем региональной диаспоры в Союзе армян России.  Как так получилось - ведь в национальных, особенно кавказских диаспорах, именно жизненный опыт считается приоритетным достоинством лидера? 

- Конечно, мое избрание было во многом данью памяти моего отца, Юрия Сергеевича Папояна. Он был признанным лидером и безусловно уважаемым человеком. Трудно переоценить его вклад в развитие межнационального диалога на воронежской земле. И все заложенные им традиции я, как смог, поддержал. А новые идеи лучше смогут развить сами их инициаторы. У сегодняшнего руководителя диаспоры Камо Чобаняна, избранного в начале июля, немало таких идей. Смена происходит не потому, что мы, молодые, с чем-то не справились. Нет, скорее, старшие научились жить в новом ритме, с новыми коммуникационными технологиями.

За последние пять лет молодежная тема стала одной из важнейших в нашей работе. Именно активисты молодежного Союза армян сыграли ключевую роль в умиротворении разгоравшихся страстей – а они были нешуточными, когда возобновились боевые действия в Нагорном Карабахе. В первые дни конфликта к нам обратилось «300 спартанцев», как мы их прозвали, – три сотни молодых ребят из Воронежской области, пожелали войти в зону боевых действий. Пришлось долго беседовать с добровольцами, которые могли бездарно погибнуть. Но окончательно замирение произошло уже в ходе межнационального диалога – консультаций и круглых столов азербайджанской и армянской диаспор.

Именно за счет молодежи воронежские армяне постоянно находятся в лидерах региональных творческих конкурсов, занимают первые места в Фестивале спорта среди народов.

- Национальная диаспора, как мы понимаем - это больше, чем реготделение Союза армян. В СМИ фигурирует цифра в 40 тысяч армян, проживающих в Воронежской области. Она соответствует действительности?

- Скорее, речь надо вести о 45-50 тысячах. Из них российских граждан - порядка 35 тысяч. 10-15 тысяч - граждане Армении и других стран, в частности, Украины. Самый сложный контингент - люди, въезжающие в область, оформляющие документы на гражданство. Я три года убеждал региональное руководство Миграционной службы: давайте работать вместе. Когда мигранты обоснуются в регионе, мы вольно-невольно начнем нести ответственность за них как за членов диаспоры. Но достойны ли они этого? Не факт, есть среди «новых воронежцев» люди с темным прошлым. Я пытался убедить чиновников из ФМС, чтобы путем обмена информацией создать эффективный фильтр для нежелательных элементов. Но меня за три года так и не услышали - и честно говоря, руки просто опустились.

- В каких районах сложились наиболее крупные ячейки сообщества?

- Армянская диаспора имеет, пожалую, наиболее развитую "инфраструктуру". У нас есть своягазета, своя общественная приемная, школы, спортивные общества и турниры, есть свои традиционные мероприятия.

В районах, где проживают хотя бы семь семей, мы начинаем переговоры об организации филиала Союза. Тут решающее слово – за главой администрации района. Он же, как правило предлагает кандидатуру руководителя. Так что взаимодействие с властями идет изначально. В итоге у нас открыты филиалы в 15 районах Воронежской области, их члены на равных правах принимают участие во всех мероприятиях, проводимых общиной.  

А крупнейшие филиалы легко посчитать: они там, где есть наши воскресные школы: Калач, Лиски, Анна, Семилуки. Первое время местные власти с подозрениями относились к таким школам - как к непонятной кавказской секте. Но теперь все убедились в светском и открытом характере этих заведений. Будущей осенью постараемся открыть школу, работающую на Борисоглебский и Поворинский районы.

И дети, и взрослые изучают там армянский язык, историю, культуры исторической родины.  В одном классе, кроме этнических армян можно увидеть и русских, и украинцев. А однажды в воскресной школе я познакомился с  африканцем. Он и по-русски то говорил неважно – но рассказал историю о дружбе деда с армянскими семьями в Африке. Дед так тепло отзывался о своих армянских друзьях, что темнокожий парень тоже захотел поближе узнать народ и культуру Армении.

- Известно, что воронежские армяне активно помогают непризнанным республикам и беженцам из Украины. Почему?

- К нам обращаются люди.  И мы понимаем:  если уж они пришли сюда, значит прошли уже все этапы мытарств, они близки к отчаянию. Порой попытка помочь таким людям начинает входить в противоречие с миграционным законодательством. Но и не помочь порой нельзя, это будет  просто не по-человечески. Стараемся предоставлять  им работу, помогаем с регистрацией. Я неоднократно бывал в Донецкой республике, возил гуманитарную помощь.

 На самом деле, такие мероприятия делаются не по национальному критерию, они делаются от сердца.  Ко мне приходят ребята - молодые музыканты. Спрашивают: можно мы дадим концерт в доме престарелых? Конечно, говорю, не можно, а нужно! Если нет инициативы от людей, нет душевного стремления, ничего просто не происходит.

- Ваш преемник Камо Чобанян известен как инициатор строительства армянской церкви - эпопея далеко не однозначно воспринятая многими воронежцами.

- Думаю, это больше от неожиданности, от быстроты, с которой разворачивались события. На самом деле армянская община так долго жила ожиданием этого события. Я дочку не крестил пять лет - и надеюсь совершить обряд в новом храме уже в этом году.  Активисты общины  всем миром взялись за строительство, в чем-то опередив порядок события. Но к сегодняшнему дню все необходимые документ выправлены; возможно, до конца года состоится освящение

- Почему такой острой оказалась востребованность апостольской церкви в Воронеже? Ведь членам сообщества ни с какой стороны не возбраняется ходить в русские православные храмы?

- Да, это два течения одной православной ветви. Мы ходим в храмы РПЦ. Но каждый раз обязательно найдется бабушка, которая скажет, что у меня крестное знамение неправильное – не в том направлении крещусь. Такие мелочи не должны мешать общению с Богом. Это такая  давняя традиция, такая сложная часть жизни народа, что ничто ее не может поддержать лучше самой апостольской церкви. Но в настоящий момент Камо Чобаняну дана возможность собрать необходимый пакет разрешительной документации на строительство.

У нас нет Дома национальностей, но есть нечто большее - Палата национальностей, создание которой инициировал Алексей Гордеев. И Воронеж давно признают своей столицей все проживающие в соседних регионах армяне. Губернатор оказал такой уровень доверия, какого националы не видят ни в одном ближнем регионе. Ни в одном городе нет такого механизма взаимодействия, который бы работал на уровне губернатора. И сообщество это видит, ценит и старается оправдать доверие. Мне кажется, многое у нас получается.

Автор: Александр Саубанов

12:08 26.07.2016