Воронежский департамент имущественных и земельных отношений отдал участок у Юго-Западного кладбища в аренду АО «Воронежское похоронное бюро». Эта организация стала победителем открытого аукциона. Договор был подписан на пять лет.
По условиям контракта, похоронное бюро будет ежегодно отчислять в городской бюджет 3 329 950 рублей. За пять лет сумма выплат составит 16 649 750 рублей.
Напомним, речь идёт об участке площадью 8 764 кв.м. Его разрешено использовать исключительно под ритуальную деятельность. «ВПБ» построит там крематорий.
Подробности о проекте интернет-газете «Время Воронежа» рассказала глава пресс-службы АО «Воронежское похоронное бюро» Валентина Усманова.
Строительство начнётся только после согласования с надзорными ведомствами
- В какие сроки проект будет реализован?
- Работы разделили на три этапа. Во время первого будут проведены инженерные изыскания: геологические, экологические, геодезические и гидрометеорологические. Ориентировочно к работам приступят в апреле-мае 2017 года.
Второй этап предполагает разработку проекта. Это будет отдельно стоящее одноэтажное здание офисного типа. Будут предусмотрены колумбарий и зона отдыха, а также парковки для посетителей. Приступить к реализации планируют в июле-августе 2017 года.
На третьем этапе проект согласуют с профильными государственными структурами: Центром гигиены и эпидемиологии Воронежской области, региональным управлением Роспотребнадзора, региональным Центром госэкспертизы. Только после получения положительных заключений надзорных ведомств будет начато строительство. Тогда же будет определена стоимость возведения объекта.
- Почему крематорий планируют построить именно у Юго-Западного кладбища?
- Эта территория была предложена городом и одобрена депутатами Воронежской городской Думы. Могу предположить, что одна из причина такого выбора – соседство с кладбищем и промышленной зоной: лестные насаждения со стороны посёлка Придонской до ЖК «Новый Бомбей» и «Скандинавия», участок от Юго-Западного кладбища до Правобережных очистных сооружений. Кроме того, назначение указанного земельного участка не позволяет использовать его для строительства других объектов, кроме ритуальных. А близость окружной дороги в данном случае является только плюсом, поскольку горожане смогут с лёгкостью добраться до крематория из любого конца города. Кроме того, на прилегающей территории находится офис МКУ «Администрация городских кладбищ», который ведёт учёт, выдает справки и разрешения. Таким образом, все вопросы захоронения или получения документов воронежцы смогут решить, приехав в одно место.
- Не слишком ли близко крематорий будет от жилых домов?
- Размещение крематория возможно на земле, выделенной в соответствии с законодательством РФ и с соблюдением расстояний до жилой застройки. Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» размер санитарно-защитной зоны до жилых домов должен быть 500 метров. Расстояние до ЖК «Новый Бомбей» составляет 700 метров, до ЖК «Скандинавия» – 900 метров. Поэтому с точки зрения закона в данном случае для возведения объекта нет никаких препятствий. Все нормы соблюдаются неукоснительно.
- «Ярмарка на Холмистой» располагается всего в 100 метрах от предполагаемого места строительства крематория. Законно ли это?
- Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в пределах санитарно-защитной зоны возможно возведение объектов торговли, общественного питания, поликлиник, спортивно-оздоровительных комплексов закрытого типа и так далее. Запрещена только жилая застройка. «Ярмарка на Холмистой» относится к объектам торговли. Соответственно, строительство крематория на выделенном участке правомерно.
Автомобиль выпускает больше углекислого газа, чем кремационная печь
- Почему в других городах власти либо переносят строительство крематория за черту города, либо вовсе запрещают его возведение, а у нас нет?
- В каждом городе есть свои особенности и нюансы, разный уровень развития городской среды. Например, в Уфе запретили строительство объекта, когда выяснилось, что участок под крематорий был передан в аренду с нарушениями требований Земельного кодекса (без проведения публичных слушаний, из земель особо охраняемых территорий и объектов). В Набережных Челнах против строительства крематория выступил лично мэр, который заявил, что земли для традиционных захоронений в городе более чем достаточно.
В Воронеже ситуация иная. В городе-миллионнике осталось всего одно открытое кладбище для захоронений – Березовское. Его ресурс будет исчерпан уже к 2018 году. К сожалению, наш город не располагает свободными участками, которые можно было бы отдать под организацию кладбищ. А строительство воронежского крематория за чертой города проблематично с точки зрения отведения и передачи земель сельхозназначения. Кроме того, в этом случае добираться до объекта горожанам будет крайне неудобно.
Всё это говорит о том, что нет общего или единого сценария для развития городов. Однако в России не осталось ни одного города-миллионника, где не рассматривалась бы возможность строительства крематория. В целом сейчас крематории работают в 23 городах. В некоторых миллионниках располагаются по несколько объектов, например в Новосибирске и Волгограде. В Новокузнецке бизнес-центр Кузнецкий находится в 160 метрах от здания крематория, а в Ростове-на-Дону жилое здание менее, чем в 400 метрах. Это говорит о том, что современные крематории – это часть городской среды и они не представляют опасности для людей.
- Местные жители боятся, что крематорий будет делать вредные выбросы в атмосферу. Обоснованы ли эти опасения?
- В воронежском крематории запланирована установка специализированного оборудования «Tabo» производства Чехии. Оно отвечает российским и европейским стандартам и требованиям безопасности и экологии, используется в сооружениях подобного типа и у нас в стране, и за рубежом. На сегодняшний день – это самое передовое и экологичное оборудование, именно поэтому предпочтение было отдано ему. Оборудования подобного класса безопасности отечественного производства на сегодняшний день просто нет.
Как оно работает. Кремационная печь – двухкамерная. В первой происходит кремирование тела с гробом. Во второй камере (камера дожига) из отходящих газов выжигаются все продукты сгорания (вредные примеси, твердые дымообразующие частицы). Таким образом, из трубы печи выходит нагретый воздух без следов дыма, гари и без запаха.
- Есть мнение, что в крематории будут сжигать, в том числе, вредные вещества. Такие как гробы, покрытые лаком, ртутные пломбы, сотовые телефоны и так далее. Будет ли контроль над тем, что попадает в кремационную печь?
- Обязательно. Никаких посторонних предметов и для кремации можно будет использовать только гробы, изготовленные без использования лака и оббитые хлопчатобумажной тканью. При горении таких гробов вредные примеси не выделяются. Что касается пломб с амальгамой, то количество ртути в них настолько мало, что в выбросах оно не обнаруживается, как и другие вредные вещества. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования надзорных ведомств, которые проводятся в российских крематориях, работающих на аналогичном чешском оборудовании. Самые высокочувствительные приборы контролеров не смогли уловить какие-либо вредные примеси в воздухе от работы печей Табо.
Арест главного архитектора на проекте не скажется
- Сейчас оппоненты строительства крематория на участке у Юго-Западного кладбища заявляют о необходимости пересмотреть результаты слушаний по крематорию. Они ссылаются на скандал вокруг теперь уже бывшего главного архитектора Воронежа Антона Шевелёва, который попался на взятке. На Ваш взгляд, могут ли власти пойти на попятную и пересмотреть результаты слушаний, а значит отменить итог аукциона?
- Давайте не будем доводить ситуацию до абсурда. Речь идет о конкретных фактах, а обвинение еще не вынесено. При этом единичный факт, которому сейчас дали оценку правоохранительные органы, не затрагивает и не отменяет других решений, принятых ранее управлением главного архитектора Воронежа.
Кроме того, хочу напомнить, что вопрос строительства крематория рассматривался на публичных слушаниях, мнения горожан учитывались при принятии решения членами рабочей группы, мэром, а потом и депутатами Воронежской городской Думы.
- Часть акций Воронежского похоронного бюро принадлежит муниципалитету. Получается, что администрация может быть заинтересованной стороной в строительстве крематория именно на этом участке. Так ли это?
- Крематорий – важный для Воронежа объект, строительство которого муниципалитет курировать и контролировать просто обязан. Администрация города заинтересована только в том, чтобы были соблюдены все нормы и законы.
Кроме того, Министерство строительства РФ в 2015 году заявляло о необходимости возведения хоты бы одного крематория в каждом регионе. Во многом это продиктовано нехваткой земель в городах под традиционные кладбища.
- Не получится ли так, что крематорием никто не будет пользоваться? Всё-таки в Воронеже много православных, которые не приемлют такой способ прощания с покойными.
- В Воронеже живут люди разных убеждений и конфессий. Только в 2016 году было проведено несколько социологических опросов. Оказалось, что больше 40 процентов горожан поддерживают кремацию. Между тем, ближайшие к Воронежу крематории находятся в Ростове и Москве.
Автор: Александра Дроздова
Комментарии
Евгений Мальцев