Прибыль состоится при любой погоде! Рейтинговое агентство RAEX подсчитало, сколько денег заработали банки страны на комиссиях по операциям населения только в третьем квартале. Ни больше, ни меньше - более 170 млрд рублей. Благодаря тем самым «незаметным» 1-2% в платежках в разгар кризиса, в условиях падения всех кредитных портфелей, банки за девять месяцев года, считает агентство, получили прибыль впятеро(!) большую .чем годом ранее.
Комиссионные доходы по операциям физических лиц формируют уже около четверти совокупных комиссионных доходов банковского сектора. Зачем работать, формировать и продавать какие-то продукты, когда можно просто брать деньги за перечисления «за свет»?
Аналитики RAEX отмечают высокую концентрацию этих доходов в Сбербанке. На него пришлось более 45% всех комиссионных доходов физлиц за девять месяцев 2016 года. Столько же приходится на следующие за Сбербанком 24 кредитные организации - и лишь около 10% комиссионных доходов распределяют между собой оставшиеся шесть сотен банков.
В Воронежской области показатели концентрации еще выше. Сбербанк у нас контролирует около 70 процентов всего объема платежей, и его доля продолжает расти, хотя его комиссионные тарифы не являются самыми низкими. Зато у СБ самая большая возможность доступа к услуге: разветвленная сеть отделений, которые наполняются публикой в период «с пятого по двадцатое», возможность оплатить через банкоматы, смартфоны, воспользоваться сервисом «Сбербанк Онлайн» и бурно набирающей популярность услугой «Автоплатеж».
Комиссионные сборы при оплате коммунальных услуг в устройствах самообслуживания в два раза ниже, чем в операционных окнах. Принимая платежи по квитанциям «Оператора ЕПСС ЖКХ», Сбербанк удержит 1% - при автоплатеже и платеже по системе «Сбербанк онлайн». Такой же процент взимается при оплате картой через банкоматы и терминал. При оплате наличными через эти же устройства с вас уже возьмут 1,5 %. Но самое дорогое обслуживание – через оператора: 2% при оплате картой, 2,2% - наличными.
- Причем, эти максимальные 2,2% - «льготные» для Воронежской области, - уверили нас в пресс-службе ЦЧБ. - В соседних областях Черноземья эта услуга стоит 3%.
Воронежская область, демографически пожилой регион, благодаря армии своих пенсионеров обеспечивает такой большой объем платежей через окно, что тарифы сочли возможным снизить. Но никто этому обороту не рад: из-за него сохраняются очереди, тормозится переход на новые технологии. В свою очередь, среднестатистический плательщик, сохраняющий преданность «окошку», теряет за год порядка 500 рублей – а ведь это почти исключительно престарелые пенсионеры. И отказывать им в принятии платежа в кассе сотрудники Сбербанка не имеют права.
Так же, как и Сбербанк, политики на поддержку высоких платежных технологий придерживаются и другие финансовые организации. При оплате в офисе «Россельхозбанка» за коммунальные платежи придется выложить 1,5%, а по автоматизированной системе «Город» - фиксированные 15-20 рублей. ОАО «МИнБ» вдвое снижает сумму стандартной 2-процентной комиссии при пользовании картой и платежными терминалами. Каждый центр оплаты, обязан предупреждать о сумме комиссионного сбора и отражать его в отчетном документе
Любопытно, что вести популярную статистику о комиссионных доходах в стране начали относительно недавно – с 1 января 2015 года. До этого момента коммунальщики предпочитали прятать суммы комиссий в своих счетах. Плательщик вносил 100 рублей, и его не волновало, что его родная «укашка» получит с них лишь 98 рублей, а два рубля уйдут в банк.
Но в ходе кризиса произошло беспримерное ужесточение условий деятельности поставщиков и УК. Тарифы на фоне серьезной инфляции были почти заморожены. Многим этих двух процентов стало жалко.
И повод ооставить их при себе нашелся! Вступил в силу закон о Фонде капитального ремонта, где содержится прямое и жесткое требование: ни копейки из денег, перечисленных в Фонд, на сторону тратить нельзя, даже если эта трата – обязательная комиссия банка. Здесь уже не отделаешься формулировкой «общие расходы» или «нерегулируемая деятельность». Ну а вслед за строкой о капремонте пришлось «светить» и остальные строчки стандартной платежки. Бедствующие УК жадно ухватились за возможность получить лишние пару процентов сверх суммы платежа.
А население впервые осознало каков масштаб «комиссионного бизнеса» банков.
Автор: Александр Саубанов
Комментарии
Петр