На Воронежском авиационном заводе с 2018 года может прекратиться производство ближнемагистральных узкофюзеляжных пассажирских самолетов Ан-148. Об этом сообщили отраслевые СМИ (российские и украинские) со ссылкой на годовой отчет Объединенной авиастроительной корпорации.
Что-то такое назревало еще в ту пору, когда воронежские журналисты писали о первых полетах этих симпатичных железных птиц. Некоторые специалист и наиболее продвинутые обозреватели норовили в бочку восторгов подложить высказывания о слишком большой зависимости от Украины и слишком большой стоимости проекта. Проект по созданию Ан-148 финансировался из госбюджета через Объединенную авиастроительную корпорацию, общий объем инвестиций составил 800 млн долларов, из этой суммы 600 млн выделили из госбюджета. И на выходе получили не самого сильного конкурента западным аналогам – в первую очередь по цене ( по каталогу- 25–30 млн.долларов) и себестоимости перевозки одного пассажира.
Безусловно грело лишь одно – что машину будут собирать на Воронежском авиазаводе – и значит, на своих салатовых крыльях АН-148 принесет и налоги, и рабочие места, и укрепление имиджа региона.
Поставки Ан-148 начались в 2009 году. Сейчас машины этого типа используют авиакомпании «Россия», «Полет» и «Ангара». По данным корпорации, доля российских поставщиков комплектующих в общей стоимости достигает 69%, украинских — 24%. Но именно эти 24% критически важны, партнеры из Незалежной владеют рядом критически важных технологий, без которых выпуск Ан-148 невозможен. И первые перебои с поставкой украинских комплектующих на ВАСО поставили под угрозу всю программу. Что главным заказчикам из силовых ведомств понравиться не могло.
А тут и гражданские покупатели стали воротить нос от наших самолетов. Авиакомпания «Оренбуржье», интересовавшаяся Ан-148, не стала брать эти машины. Компания «Россия» отказалась от эксплуатации АН-148. И перевозчиков уже никто не неволил в их выборе, потому что появилась машина в этом же классе, но действительно нового поколения - МС-21.
В кооперации по МС-21 мы принимаем участие, но это слабое утешение. Взлетать они будут не с нашего аэродрома.
В корпорации рассчитывают прекратить выпуск «антоновых» с минимальными убытками и «сохранив технический персонал». Перед остановкой производства авиазавод должен будет исполнить существующие обязательства по уже подписанным контрактам с Минобороны.
Значит, к вложенным (и потерянным) инвестициям в 800 миллионов придется добавить какую-то сумму на консервацию – и ждать маркетиногового чуда: вдруг покупатель развернется лицом к этой машине.
Автор: Александр Саубанов
Комментарии