В Воронеже готовятся попрощаться с самолетом АН-148

В Воронеже готовятся попрощаться с самолетом АН-148

Похоже,  гордость нашего самолетостроения оказалось тупиковой ветвью эволюции


 

На Воронежском авиационном заводе  с 2018 года может прекратиться производство ближнемагистральных узкофюзеляжных пассажирских самолетов Ан-148. Об этом сообщили отраслевые СМИ (российские и украинские)  со ссылкой на годовой  отчет Объединенной  авиастроительной корпорации.

Что-то такое  назревало еще в ту пору, когда  воронежские журналисты писали о первых полетах этих симпатичных  железных  птиц.  Некоторые специалист и наиболее продвинутые обозреватели норовили  в бочку восторгов  подложить  высказывания  о слишком большой зависимости от Украины и слишком большой стоимости проекта. Проект по созданию Ан-148 финансировался из госбюджета через Объединенную авиастроительную корпорацию, общий объем инвестиций составил 800 млн долларов, из этой суммы 600 млн выделили из госбюджета. И на выходе получили  не самого сильного конкурента  западным аналогам – в первую очередь по  цене ( по каталогу-  25–30 млн.долларов)  и себестоимости перевозки одного пассажира.

Безусловно грело лишь одно – что машину будут собирать на Воронежском авиазаводе – и значит,  на своих салатовых крыльях  АН-148 принесет и налоги, и рабочие места, и укрепление имиджа региона.

Поставки Ан-148 начались в 2009 году. Сейчас машины этого типа используют авиакомпании «Россия», «Полет» и «Ангара». По данным корпорации, доля российских поставщиков комплектующих в общей стоимости достигает 69%, украинских — 24%. Но именно  эти 24%  критически важны, партнеры из Незалежной владеют рядом критически важных технологий, без которых выпуск Ан-148 невозможен. И первые перебои с  поставкой украинских комплектующих на ВАСО поставили под угрозу всю программу. Что главным заказчикам из силовых ведомств  понравиться не могло.

А тут и   гражданские покупатели стали  воротить нос от  наших самолетов. Авиакомпания «Оренбуржье», интересовавшаяся Ан-148, не стала брать эти машины. Компания «Россия» отказалась от эксплуатации АН-148. И перевозчиков уже никто не  неволил в их выборе, потому что  появилась  машина в этом же классе, но действительно нового поколения - МС-21.

В  кооперации по МС-21  мы принимаем участие, но это слабое утешение.  Взлетать они будут не с нашего аэродрома. 

В корпорации рассчитывают прекратить выпуск «антоновых» с минимальными убытками и «сохранив технический персонал». Перед остановкой производства авиазавод должен будет исполнить существующие обязательства по уже подписанным контрактам с Минобороны.

Значит,  к  вложенным  (и потерянным) инвестициям в  800 миллионов  придется добавить какую-то сумму на консервацию – и ждать  маркетиногового чуда: вдруг покупатель развернется  лицом к этой  машине.

Автор: Александр Саубанов

15:28 20.07.2016