Стало известно, почему «малые бизнесмены» Воронежа не дорастают до «средних»

Стало известно, почему «малые бизнесмены» Воронежа не дорастают до «средних»

 Они все время сидят на чемоданах в готовности сменить сферу деятельности


 

С 6 апреля на самые бойкие торговые площадки – на рынки, в гипермаркеты, на стройбазы -  отправились десятки регистраторов – представителей Воронежстата.  Их задача – выявить молчунов, тех малых предпринимателей, которые не ответили на письменные запросы воронежских статистиков.

Начался второй этап  кампании по «сплошному наблюдению за малым бизнесом».

«Письма счастья»  статистики рассылали  еще с осени  прошлого года, щедро подкармливая  «Почту России».   Но момент истины наступает именно сейчас.  Потому что  на письма ответили к апрелю лишь  48% респондентов.   В ходе последней, 2011 года, бизнес-переписи добросовестных респондентов было 82%.

Причем штраф за несдачу данных за это время вырос на два порядка: с прежних  3-5 тысяч  до нынешних 10-170 тысяч  рублей.

Страх, что ли, наши бизнесмены потеряли?  Им уже с 8 апреля начнут выставлять бешеные  штрафы, а они так легкомысленно играют с государством в молчанку.

Или, может, их бизнеса давно уже в живых нет, и мы бессмысленно  пытаемся пересчитать  мертвые души?

Не догнали. Не перегнали. Жаль

Да нет.  Подводя итоги первого этапа переписной кампании, руководители Воронежстата пригласили  журналистов региона  на  брифинг, где буквально засыпали ворохами цифр. И  одна из первых цифр: мы  третьи в ЦФО  по  «плотности» бизнеса.  В регионе на 1000 человек  приходится  9 малых предприятий и 22 ИП.  Если не считать  Москву и Московскую область, то мы – первые!

Всего, по официальным данным, в 2014 году было зарегистрировано 45,5 тысяч индивидуальных предпринимателей, 19, 6 тысячи – малых (включая микропредприятия) - всего около 69 тысяч субъектов, они обеспечивают работой порядка 290 тысяч человек

Цифры неплохие. Но пять лет назад  они были  сравнимыми.  30 тысяч  МП, и 38 тысяч ИП.  И тогда  они обозначали  итог большого роста: по сравнению  с 2002 годом  официальное число субъектов  бизнеса  выросло вдесятеро!

На гребне такого роста  на ближайшее пятилетие была уже обозначена цель - догнать западные страны по удельной доле  малого бизнеса – 60-70%. Да и качественный состав было решено улучшить: поменьше киоскеров, побольше производственников. Для этой цели  малым предприятиям выделили квоты в  госзакупках и велели  промышленных гигантам веселее сотрудничать с малыми братьями – по примеру «Тойоты» или «Дженерал моторс»,  на которых работают огромные «шлейфы»  малых «одностаночных»  поставщиков.

Где густо, где пусто

Прошло пять лет, а  мы где были, там и остались – со своей удельной долей МБ в 29 %.  Да и ту чуть не потеряли,  когда в 2012  году  взвинтили   социальные налоги на малый бизнес.

Ухудшилась и структура бизнеса. 47% предприятий МСБ занимаются розничной торговлей, ремонтом автотранспорта, бытовых изделий. Еще год назад фигурировала  цифра 41.

-  Ну как ухудшилась:  не секрет, что   торговля -  «родина» нашего малого бизнеса, -  рассказала руководитель Воронежстата Ирина Соловьева. -   Именно в торговле, розничной и оптовой,  малый бизнес лучше всего реализует свои преимущества – гибкость, маневренность, оборачиваемость. Скорее всего,  торговля будет превалировать в нем очень долго.  А  вот другие родные для МБ сферы - ремонт и пошив одежды, прачечные, бани - это отходит на задний план.  Доля "салых" в сфере обрабатывающей  промышленности  падает ежегодно. Транспортные услуги – стабильны. Медицинские услуги – относительно  стабильны:  падение на 2-3%.

- В турбизнесе, надо понимать, - массовый отсев?

- Падение есть, но,  на удивление, незначительное - где густо, где пусто. Турбизнес ищет себе нишу, оказывает смежные, дополнительные, «попутные» услуги – аренда инвентаря, перевод, услуги гида и т.п.

Бизнес ищет, где лучше

Лучшее, что можно пожелать малому бизнесмену – это дорасти до среднего. Но  за пять лет число средних предприятий   с 578 снизилось до 278.  То есть, мы растем вниз?

- Малым, микро- и индивидуальным предприятием быть выгоднее, - считает руководитель Воронежской «Опоры» Сергей Наумов. – У «малых»  больше льгот и возможностей  вообще исчезнуть из поля зрения  официальных структур. Поэтому  «средние»  могут формально дробиться и мимикрировать под «малые».   А потом – и в тень уйти. Теневой бизнес в  секторе МСБ у нас уже достиг примерно 30% .

Рыба ищет, где глубже,  малый бизнес – где проще. И все свои конкурентные преимущества – «гибкость», «маневренность» и т.п. - он готов направить не на   производственный  рост,  а на мгновенное перемещение туда, где проще выжить.

- У нас многие предприниматели говорят: доживем  до июля, пока еще можно  работать  без ЕГАИС, а там, скорее всего, закроемся или  сменим  профиль, - признается руководитель Городского объединения предпринимателей Татьяна Гончарова.

Вот это «доживем до июля» нам приходилось слышать неоднократно на протяжении отчетного пятилетия.  Государство принимает очередные ужесточающие законы, которые  вступают в силу с очередного нового года. Но из гуманных, разумеется, соображений самые драконовские меры  растягивает на полгода. 

 К июлю вступали самые жесткие антиалкогольные и антитабачные нормы,  запреты торговать  пивом  и сигаретами в киосках. К июлю назначались сносы нестационарных объектов.  Полгода   предприниматели  сидели на чемоданах, обдумывая, куда податься, - а тут к ним еще приходит  товарищ  статистик и просит  заполнить анкету.

- Да, нередко приходится сталкиваться  с подозрительностью  или даже агрессией со  стороны бизнесменов, - призналась Ирина Соловьева. – А самый частый вопрос: а какая мне от вашей статистики прибыль?

Ждем хороших новостей

И  при этом с подачи Воронежстата в прошлую перепись  ни один  несознательный бизнесмен не пострадал. Вряд ли «штрафы за молчание» заработают и сегодня. Воронежстат - не карательный орган. Один из руководителей организации признался, что у него просто «рука не поднимается»  наказывать   дышащего на ладан киосочника.

Так что, не надо переписи? Надо! Еще как надо!  Именно в  сфере малого бизнеса – почва для половины злоупотреблений, творящихся в экономике. Для схем ухода от налогов и отмывания преступных денег, для  «откатов»  На этой почве плодятся фирмы-однодневки, «ложные МП»  и прочие уродцы экономики.

Отделить  овнов от козлищ можно только  инструментами статистики. Потому что  малые предприятия защищены от внеплановых проверок, считающихся одним из видов административного произвола, а плановые можно проводить не ранее, чем через три года. 

И организовать господдержку, власти могут только на основе статданных – сбору которых потенциальный получатель благ так последовательно сопротивляется.

Статистикам не позавидуешь. От них, как и от синоптиков, ждут всегда хороших новостей.

Но  сегодня хороших новостей немного.

Автор: Александр Саубанов

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
А все очень просто. Это завышенные ожидания. Многим кажется, открыв свое дело, все становятся богатенькими буратинами. А кто работать будет? Те, кто не работает а жрет во всю харю - таких 10%. На них ориентироваться не надо. Это до поры, до времени. Переживите хотя бы 17 год. А дальше будет видно. Да и после 17го, никто вам не позволит быть дармоедами. Люди уже содрогаются от слов - средний , высший, приближенный. Все мы из одной дырки. Но, некоторые, думают, что дырка у них была золотая. А простые люди говорят - вы дерьмо и не известно, какая вас мать родила. Ибо, нормальная мать, убила бы вас в зародыше. Если у нее не хватило мужества, у нас хватит. Вы настолько достали, что даже я, извращенец, не могу представить что с вами сделают люди, попади вы в их объятия. Изнасилуют- это точно. Но, предполагаю,это будет приятно для вас. Потому что - таких извращенцев я не знаю, но вам будет приятно. За ваши украденные деньги - сделаем все, вплоть до разделения на молекулы.