Полет в коронавирус – отдадут ли деньги путешественникам за отменившиеся авиаперелеты

Полет в коронавирус – отдадут ли деньги путешественникам за отменившиеся авиаперелеты

Многое зависит от того, какой возврат вынужденный или добровольный

Время коронавирусных ограничений заставляет многих путешественников пересмотреть свои планы. Вместо туров по стране и за рубежом, как воронежцам, так и всем россиянам приходится оставаться дома, отменяя планы. Но как быть с купленными билетами, если пассажир заболел коронавирусом? В каких еще случаях турист имеет право вернуть потраченные деньги? Юрист и адвокат ответили на волнующие вопросы многих путешественников.  

Считается, что возврат денежных средств определяется авиакомпаниями самостоятельно. К примеру, операторы рекомендуют туристам приобретать билеты по возвратным тарифам. Отдыхающие за эту услугу зачастую переплачивают. По мнению специалистов по туризму, они смогут обезопасить себя таким образом. Но, оказывается, существуют и другие варианты.

Возможность возврата авиабилета, как и его условия, зависят, прежде всего, от того, в какой конкретно ситуации вы оказались. Значение имеет вид возврата – вынужденный или добровольный. Распространено мнение, что билет, приобретенный по невозвратному тарифу, вернуть нельзя. Адвокат Станислав Рывкин считает, что это заблуждение. Если вы отказываетесь от билета вынужденно, авиакомпания обязана принять билет.

При этом стоит ознакомиться и с правилами, установленными самим перевозчиком. Обычно переоформление билета возможно не позднее, чем за 48 часов до отправления рейса. Вместе с тем, некоторые перевозчики позволяют бесплатно сдать или обменять авиабилет вне зависимости от тарифа в течение суток после покупки или до полуночи того же дня.

Пассажир в случае вынужденного отказа от перевозки имеет право вернуть деньги вне зависимости от того, какой тариф – возвратный или невозвратный. Станислав Рывкин выделил основания, установленные п.2 ст. 108 Воздушного кодекса РФ:

1) в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне (данный факт необходимо подтвердить медицинскими документами);

2) в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника (данный факт также должен быть подтвержден документально);

3) в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств (эти действия предусмотрены федеральными авиационными правилами).

Данные пункты конкретизируются названными правилами воздушных перевозок. Вынужденным отказом от перевозки считаются:

1) отмена или задержка рейса;

2) изменения перевозчиком маршрута;

3) выполнение рейса не по расписанию;

4) несостоявшаяся отправка пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, которые указаны в билете;

5) несостоявшаяся перевозка пассажира на воздушном судне, вызванная его задержкой в аэропорту из-за продолжительности проведения досмотра, при том, что у него не обнаружат запрещенных веществ и предметов;

6) необеспечение перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;

7) упомянутые выше болезни пассажира или его близких родственников, под которыми понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками – дедушки, бабушки и внуки, полнородные и не полнородные братья и сестры.

Отметим, что в медицинских документах должно быть указано, что у заболевшего пассажира имеются противопоказания к полету на дату отправления воздушного судна. Наличие коронавируса является безусловным основанием для вынужденного отказа и возврата уплаченной за билет суммы.

Еще важное условие – о вашем отказе перевозчик должен быть уведомлен до окончания времени регистрации пассажиров на рейс. Остальные случаи признаются добровольным отказом, возможность обмена и возврата билета при которых, а также размер возвращаемой суммы зависит от целого ряда обстоятельств. В случае добровольного возврата нужно оповестить о нем перевозчика не позднее, чем за 24 часа до окончания времени регистрации.

– Авиарейс может быть задержан или отменен по различным причинам, среди них есть зависящие от авиакомпании (технические причины, отсутствие самолета, экипажа, изменениям в расписании, не связанные с обстоятельствами непреодолимой силы), а также обстоятельства непреодолимой силы. Влияние обстоятельств непреодолимой силы (например, нелетной погоды/забастовки, стихийного бедствия, эпидемии) должна доказать авиакомпания. В этом случае авиакомпания не обязана выплачивать пассажирам компенсации, но обязана выполнить перевозку и обслуживать в аэропорту, или вернуть полную стоимость билета при отказе пассажира от перевозки.

Введение карантина из-за пандемии COVID-19, отмена пассажирского сообщения и закрытие государственных границ также считаются форс-мажором, то есть обстоятельствами непреодолимой силы. Это значит, что, если рейс отменен не по вашей инициативе, а из-за решений государственных органов, направленных на предотвращение распространения коронавируса, авиакомпания не должна выплачивать вам денежную компенсацию. При этом пассажир имеет право получить назад полную стоимость билета (в РФ действуют особые условия для таких билетов) или без доплаты улететь другим рейсом.

В общем случае из-за коронавируса при отмене перевозчиком рейса или отказе пассажира от поездки, ввиду изменения авиакомпанией условий договора пассажир имеет право в течение трех лет с даты отправления рейса получить ваучер или сертификат,  – сообщил юрист Николай Колупаев.

Николай Колупаев также отметил, что для возврата денежных средств по общему правилу необходимо подать заявление по истечении трех лет с даты отправления отмененного перелета. Отдельные категории граждан имеют право вернуть деньги раньше. К ним относятся, в том числе многодетные семьи, инвалиды I или II группы и ребенок-инвалид (даже если на дату приобретения билета они не имели такого статуса).

Напомним, с июня 2020 года Правительство РФ стало устанавливать порядок и сроки возврата уплаченных сумм за билеты. Это работает в случае отказа пассажира от воздушной перевозки при угрозе или возникновении коронавирусных обстоятельств. Так согласно Постановлению Правительства, в случае неиспользования пассажиром ваучера в течение трех лет, ему возвращается стоимость приобретенного билета.

– Важный момент. Это правило касается только билетов, приобретенных до 1 мая 2020 года. Очень часто перевозчики прибегают и сейчас к подобному способу – взамен возврата стоимости билета предлагают пассажирам ваучеры или сертификаты, которые он может использовать для получения билета на другой рейс. Однако, принимать или не принимать такой ваучер – право самого пассажира.

Если коротко, на данный момент «летно-пандемийная» ситуация в самом общем виде выглядит следующим образом. Если авиакомпания сама отменила рейс, это вынужденный возврат. Авиакомпания вернет вам всю сумму. Если у вас (из-за пандемии) отменили мероприятие, командировку, но авиакомпания рейс не отменяла, – возврат или обмен билета будет считаться добровольным. Если в вашем регионе введен режим самоизоляции или в пункте назначения неблагоприятная эпидемиологическая ситуация, но авиакомпания рейс не отменяла, – возврат или обмен все равно будет считаться добровольным. Хотя, на мой взгляд, подобные ситуации зачастую выглядят небесспорными, разрешить которые можно попробовать, обратившись в суд.

Опять же, в случаях с возвратом и обменом авиабилетов важны детали, вполне конкретные обстоятельства, а равно и правила, устанавливаемые самими авиакомпаниями. За возвратом денег за приобретенные билеты можно и к авиакомпании, и к агентству. Что же касается обязанности, то она законом возложена на перевозчика. Таким образом, если у вас все же возникнет спор, обращаться в суд с иском следует к перевозчику. Что делать, если агрегатор отказывается возвращать полученный им сервисный сбор? Тоже требовать его возврата с перевозчика, поскольку этот самый агрегатор действует на основании агентского договора, заключенного с авиакомпанией, а также вознаграждение получает от нее. В любом случае, привлечь агрегатора в качестве второго ответчика можно будет и после подачи иска, – прокомментировал адвокат Станислав Рывкин.

Автор: Виктория Ненашева

17:58 20.12.2021

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.