В городской думе 3 сентября презентовали проект новой маршрутной сети Воронежа. Представители разработчика – ФАУ «Росдорнии» проанализировали существующую маршрутную сеть и внесли предложения по решению проблем, которые существуют в отрасли транспорта. Воронежцам пообещали ввести электронные проездные билеты и сделать выделенные полосы для движения общественного транспорта.
Маршрутка не для малоимущих
Разработкой новой маршрутной сети Воронежа занимается московское ФАУ «Росдорнии». Мэр Вадим Кстенин подчеркнул, что власти попросили разработчиков представить схему на ранней стадии для публичного обсуждения. Он предупредил, что это не окончательный вариант, впоследствии в него будут вносить корректировки. Полностью схему планируют представить в ноябре 2019 года.
Начальник управления транспортного планирования и интеллектуальных транспортных систем «Росдорнии» Владимир Пащенко рассказал, что большинство жалоб горожан относятся не к самой маршрутной сети, а к формату работы. Это и небезопасные условия передвижения, и раннее окончание режима работы, культура вождения.
– Надо понимать, что общественный транспорт – это не социальный сервис, который направлен на перевозку людей, у которых почему-то до сих пор нет машины. Мы никогда не сделаем транспорт хорошим, если мы будем его делать для малоимущих. Мы должны его делать таким, которым могли бы все воспользоваться, не потеряв достоинство, – пояснил Владимир Пащенко.
Московское ФАУ «Росдорнии» получило право разработать комплексную схему дорожного движения (КСОДД) Воронежа на 2022-2032 годы в ноябре 2018 года. Стоимость работ институт оценил в 28,4 млн рублей. А в декабре прошлого года стало известно, что разработать КСОДД на субподряде поможет самарское ООО «Рут Девелопмент». Компании достался контракт на 5 млн рублей. Еще одну часть работы над транспортной схемой «Росдорнии» перепоручило рязанскому ООО «Первый центр образовательных услуг». Компании в марте этого года достался контракт на 16 млн рублей за разработку структурной модели транспортной системы Воронежа. «Первый ЦОУ» должен до 1 ноября 2019 года создать мультимодальную транспортную модель.
Ведущий инженер проектного отдела ООО «Первый центр образовательных услуг» Дмитрий Порошин представил разработку мероприятий по оптимизации маршрутной сети. Он отметил, что был проведен замер пассажиропотока, а также построены модели общественного транспорта – распределение пассажиропотока по сети города.
Специалисты пришли к выводу, что основными недостатками воронежской сети являются перенасыщенность, дублирование маршрутов достигает 50%, а также отсутствие выделенных полос для движения пассажирского транспорта, наличие большого количества маршруток малой вместительности и изъяны в обслуживании новых микрорайонов.
Разработчики новой схемы предложили сократить маршруты со 100 до 69, так как некоторые дублируются. Оставшиеся маршруты изменят, а также введут новые. Кроме того, они предложили увеличить количество автобусов большой вместимости и сократить малой. Разработчики представили изменения для каждого района города.
Тепловая карта, электронные проездные и выделенки
О наработках по внедрению системы автоматизированной оплаты проезда рассказал представитель группы компаний FTNet Сергей Леонидов.
– К сожалению, Воронеж остался последним городом-миллионником, в котором не реализована автоматизированная система оплаты проезда. С одном стороны, можно сказать, что это ужас, мы отстаем. Но нет, у нас сейчас есть возможность вобрать все передовые технологии, учесть все ошибки других городов. А также сделать систему, которая будет отвечать всем трем сторонам: перевозчикам, пассажирам и городу, – отметил Сергей Леонидов.
Планируется, что транспортные карты введут весной 2020 года. По словам Сергея Леонидова, транспортная карта – это ключевой элемент, она может быть «электронным кошельком». Система позволяет делать пересадочные маршруты с разными перевозчиками. Также будет предусмотрена возможность короткой поездки.
Мобильные сервисы легко смогут подключаться к карте и позволят прокладывать маршрут, прогнозировать время посадки и прибытия. Кроме того, карты могут использоваться как документ, разрешающий проходить в школы, записываться к врачу.
Одной из главных достоинств автоматизированной оплаты – прозрачность платежей. По мнению специалиста, это позволяет горожанам выйти на следующий уровень транспортного обслуживания – с необходимым качеством информирования пассажиров, совершенной иной диспетчеризацией и контролем за деятельностью перевозчиков.
Также специалист подчеркнул, что наложение системы оплаты на данные центра организации дорожного движения и ГЛОНАСС позволит создать тепловую карту пассажиропотока. Она позволит смотреть в режиме реального времени нагрузку на каждый узел.
– Ведь существует конкуренция за пассажира. Тепловая карта позволит узнать, где идет перетягивание пассажиропотока, где конкурируют больше всего. Этот термин даже получил название каннибализация трафика, когда один пытается отъесть у другого. Это плохо для города и транспортной системы, – подчеркнул Сергей Леонидов.
Кроме того, разработчики маршрутной сети предложили ввести в Воронеже выделенные полосы для общественного транспорта общей протяженностью до 30 км. Предполагается, что полосы появятся в 11 местах: Ленинский проспект, Северный мост, проспект Труда, Московский проспект, бульвар Победы, улицы Кольцовская, Пешестрелецкая, 9 Января, Степана Разина, Ворошилова и Ленина.
На презентации выступили также общественные активисты, представители перевозчиков, жители города. Многие возлагали особые надежды на новый формат организации расчетов с перевозчиками. Так называемый брутто-контракт, который подразумевает, что весь объем платы за транспортное обслуживание будет собираться на уровне города. И только потом распределяться по перевозчикам – как вознаграждение за выполненную работу. На это мэр Вадим Кстенин ответил, что способ расчетов с перевозчиками – «это решение, которое только предстоит принять».
Глас народа
Общественник Виталий Иванищев уверен, что только после внедрения транспортных карт и изменения «всей философии городского транспорта», можно заниматься маршрутной сетью.
– Я и многие воронежцы ждали от новой сети каких-то кардинальных перемен. Но ничего нового мы не увидели. У нас также из одной точки в другой район мы должны приезжать без пересадки. Но по факту часть связей рвутся. И если сейчас мы можем проехать за 17 рублей, то потом на каких-то участках это будет стоить 46 рублей: 23+23 рубля. Поэтому непонимание лично у меня: а внедрение новой маршрутной сети, которая есть сейчас, оно вообще зачем? Если это были бы какие-то революционные изменения, если бы мы делали это параллельно с выделенными полосами, с транспортной картой, с транспортно-пересадочными узлами, то тогда было бы это понятно, – заявил Виталий Иванищев.
Председатель инициативной группы перевозчиков Воронежа Владимир Георгиевский выделил преимущества и недостатки новой маршрутной сети.
– Это здорово, что новая маршрутная сеть подразумевает брутто-контракты. Если систему внедрят, город увидит, как работает транспорт, появится прозрачность. Из минусов данной маршрутной сети – это сокращение длины маршрута и невозможность попасть из одного конца города в другой без пересадок. Прибавится несколько сотен автобусов с увеличенной длиной и значительно сниженной маневренностью (большой вместимости). В настоящее время выделенных полос нет, большие автобусы будут вынуждены маневрировать, что приведет к росту ДТП, – отметил Владимир Георгиевский.
Слово мэра
Мэр Вадим Кстенин подчеркнул, что сложнее преобразований, «чем предстоят в системе пассажирского транспорта, город еще не знал». Он отметил, что к реформе общественного транспорта нужно было приступать 10-15 лет назад, городские власти потеряли много времени.
– Мы понимаем, что такие изменения сталкиваются с неприятием. Нам предстоит еще очень много советоваться до того момента, как итоговый проект будет вынесен на публичные слушания. Экспериментировать над людьми муниципалитет не будет. Широкое обсуждение проекта маршрутной сети города поможет учесть в его итоговом варианте все обоснованные предложения, – сказал Вадим Кстенин.
Разработчики маршрутной сети предложили свое видение трассировок системы «воронежского метро». На это Вадим Кстенин заявил, что легкорельсовый транспорт может появиться в Воронеже не раньше, чем через пять лет.
Автор: Эльвира Бутырина
Комментарии