По итогам первого полугодия суды Воронежской области не выпустили из следственных изоляторов ни одного тяжело больного подозреваемого или обвиняемого, несмотря на ходатайства медиков. Общероссийский показатель по числу людей, освобожденных из СИЗО по состоянию здоровья, составил 62%, по Воронежской области – 0%.
Напомним, что речь идет не о преступниках, а о тех, кто только подозревается или обвиняется в совершении преступления. То есть о людях, не пораженных в правах законом.
Немногим лучше в регионе обстоит дело и с осужденными. В первом полугодии 2016 года показатель освобожденных осужденных из числа представленных на рассмотрение в суд составил по России - 43%, в нашем регионе — всего 16,6%.
Надо понимать, что все такого рода обращения в суды идут не от адвокатов, а от тюремных врачей. Которые ходатайствуют об освобождении, как правило, только в самых крайних случаях, когда речь, по сути, идет уже о грядущей смерти заключенного. В известной степени ходатайства эти вызваны даже не милосердием, а нежеланием портить отчетность.
И все равно настроение в воронежских судах по отношению к людям, попавшим за решетку можно охарактеризовать самым лапидарным образом: да пусть они там сгниют в этой своей тюрьме.
Ситуацией этой обеспокоились в аппарате уполномоченного по правам человека в Воронежской области. Руководитель аппарата Владимир Белоножкин встретился с начальником медико-санитарной части уголовно-исполнительной системы Воронежской области (ФКУЗ МСЧ — 36 ФСИН России) Валерием Пащенко. Предметом их разговора стали права на охрану здоровья и медицинскую помощь воронежских заключенных.
Известно, что правительство РФ законодательно определило порядок освобождения граждан из мест принудительного содержания (СИЗО и колоний) при наличии у них тяжелого заболевания. Самые распространенные тяжелые болезни в отечественных тюрьмах – онкология и туберкулез. Держать таких больных в тюрьмах – кому от этого легче?
Но воронежские суды, как показывает практика, рассуждают иначе и не пользуются теми правами, которыми их наделило правительство.
О том, собственно, и сообщил Валерий Пащенко Владимиру Белоножкину. В итоге в аппарате омбудсмена пришли к выводу, что ситуацию следует обсудить на «круглом столе», к заседанию которого привлекут прокурорских работников и представителей суда.
Дело, конечно, осложняется тем, что Воронежский областной суд в результате коррупционного скандала оказался временно обезглавленным и до назначения председателя облсуда никто никаких решений там принимать не будет. А по данным наших экспертов, председатель этот появится не раньше октября. И, скорее всего, весь это период поведение судей останется прежним.
В аппарате омбудсмена корреспондента интернет-газеты «Время Воронежа» заверили, что речь идет не о сотнях смертельно больных людей, томящихся в заключении, что врачи следственных изоляторов в первом полугодии просили освободить всего четырех человек.
Но разве четыре жизни – это мало?
Автор: Герман Полтаев
Комментарии