Вечером во вторник, 15 декабря, Следственный комитет России оповестил, уголовное дело по факту гибели 23 человек в пожаре, охватившем психоневрологический интернат в селе Алферовка Новохоперского района, передано для расследования в Центральный аппарат СК РФ. Произошло это после двух дней совместной работы московских и воронежских следователей, которые проводили допросы региональных чиновников и выемки документов в различных воронежских учреждениях.
Вывод напрашивается сам: в руководстве Следственного комитета совсем не уверены, что их воронежские коллеги в состоянии справиться с делом о пожаре самостоятельно. Мало того – там, похоже, не уверены, что такое расследование можно вести вместе с воронежскими сотрудниками Следственного управления.
И главное – СК РФ объявил, что уголовных дел теперь стало два. Первое, напомним, было возбуждено сразу по факту пожара в БУЗ ВО «Новохоперский психоневрологический интернат» по ч.3 ст.109 Уголовного кодекса (причинение смерти по неосторожности двум и более лицам).
А после той самой кратковременной совместной работы следователей свет увидело еще одно уголовное дело - по ч.3 ст.238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Уголовные дела соединены в одном производстве и переданы Главному следственному управлению СК РФ.
В официальном сообщении СК говорится: «Следователями проведены обыски и выемки документов в департаменте социальной защиты Воронежской области, а также региональном управлении МЧС России. Вместе с тем исследуется роль дирекции психоневрологического интерната. В рамках расследования уже назначен ряд экспертиз, среди которых молекулярно-генетические, судебно-медицинские, химические, пожаро-техническая и другие. Следствием допрошены должностные лица, в том числе сотрудники подразделений государственного пожарного надзора областного и районного уровней, принимавшие участие в тушении пожара. Изъяты личные дела и медицинские карты погибших и пострадавших пациентов. Анализируется документация, регламентирующая порядок действий всех лиц, занимавшихся вопросами противопожарной безопасности и ликвидацией этого пожара, а также персонала из числа руководства интерната и сотрудников учреждения, отвечающих за технику безопасности».
Мы уже сообщали, что губернатор уволил директора департамента соцзащиты Наталью Самойлюк и распорядился, чтобы были уволены все, кто так или иначе причастен к причинам трагедии. Уже уволен и директор интерната Сергей Никифоров.
Характерно, что об увольнении Самойлюк губернатор объявил в тот же день, когда стало известно, что расследование взяла в свои руки Москва.
С одной стороны, Алексей Гордеев показал, что он по-прежнему контролирует ситуацию и распоряжается своими подчиненными. С другой – многие наблюдатели задаются вопросом: а насколько прочны позиции самого Алексея Гордеева? Ведь невозможно вспомнить, когда в Воронежской области в один момент гибли столько людей в мирное время.
Мы переговорили на эту тему с некоторыми неравнодушными воронежцами, внимательно наблюдающими за местной и федеральной политикой. Все они (на условиях анонимности, правда) высказались в том роде, что Гордееву вряд ли что-то грозит. Все-таки не губернатор должен следить за тем, как государственный пожарный надзор исполняет свои обязанности, а социальные учреждения выполняют предписания пожарных. А то что денег на все не хватает – так это общая беда подавляющего большинства регионов.
К тому же, сказали наши собеседники, если б над головой Гордеева сгущались тучи, вряд ли приезжавший в наш регион полпред президента в ЦФО Александр Беглов вместе с губернатором осматривал место трагедии и проводил совещание.
А впрочем, сказал вдруг один из экспертов, мало ли что могли выяснить следователи в ходе допросов и прочитать в изъятых документах? Ручаться ни за что нельзя.
Вероятно, именно это «мало ли» и стало причиной анонимности разговора.
Все-таки есть разница между «причинением смерти по неосторожности» и «оказанием услуг, не отвечающих требованиям безопасности».
Автор: Герман Полтаев
Комментарии