Через воронежский лесопарковый зеленый пояс пройдет высокоскоростная железнодорожная магистраль «Москва – Адлер» (ВСМ). Она видна на проекте зеленого пояса, который обсудят на общественных слушаниях 20 ноября в актовом зале Воронежского лесотехнического университета (ВГЛТУ).
Судя по проекту, магистраль пересечет несколько участков, которые должны войти в зеленый пояс. Среди них так называемые Отроженский лес и Репненский лес. Они расположены в Железнодорожном районе Воронежа около ул. Изыскателей, входят в Сомовское лесничество. Будущая дорога также пройдет вплотную к участкам Новоусманского лесничества, известным как Никольский лес в Левобережном районе. Кроме того, ВСМ пересечет Животиновское участковое лесничество, некоторые участки которого тоже могут войти в зеленый пояс. Территория по обе стороны железной дороги помечена как земли лесфонда, попадающие в санитарно-защитную зону от объектов транспорта и кладбищ.
«Коридор» под железную дорогу предусмотрели разработчики проекта зеленого пояса – управление лесного хозяйства Воронежской области. Авторы опирались на схему территориального планирования Российской федерации по части железнодорожного транспорта, сообщили «Времени Воронежа» в облправительстве. В этой схеме ВСМ «Москва – Адлер» упоминается как минимум с февраля 2016 года.
Магистраль отражена и на схеме территориального планирования Воронежской области, опубликованной на сайте областного управления архитектуры и градостроительства летом того же 2016 года. Тогда проект схемы прошел публичные слушания.
Магистраль войдет в Воронеж через Рамонский район параллельно трассе М-4 «Дон». Железная дорога пересечет Животиновское участковое лесничество (территория также известна как «Урочище Рамонская дача»). Потом ВСМ пройдет параллельно ул. Изыскателей до границы с Левобережным районом, пересечет его и направится в Новоусманский район. Магистраль пройдет через всю Воронежскую область и уйдет в Ростовскую.
Создание новой магистрали предусмотрено сразу двумя федеральными программами – «Программой развития высокоскоростного движения на сети железных дорог ОАО "РЖД" на перспективу до 2020 года» и «Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 год». По данным сайта РЖД, длина магистрали «Москва – Адлер» составит 1,5 тыс. км. Перспективное время в пути – 7,5 часов, количество пар поездов по маршруту с 2031 года – 15 в сутки. Время начала строительства дороги пока не раскрыто.
На проект дороги в контексте зеленого пояса уже обратили внимание активисты проекта Большой воронежской экологической тропы. В группе экотропы «ВКонтакте» активисты предположили, что строительство магистрали уничтожит нетронутые участки леса.
Впрочем, это не единственные претензии к проекту зеленого пояса. Например, горожане раскритиковали документ из-за того, что из него не вошли парк «Северный лес» и яблоневые сады, за сохранение которых активно боролись воронежцы. Вместе с тем, в зеленый пояс внесли ряд небольших скверов в черте города. Хотя зеленый пояс нужен именно для защиты от вырубки лесных массивов вокруг города.
Городские зеленые пояса – это объединенные в экосистему леса и крупные парки, где запрещено строительство и ряд других видов деятельности, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Закон о создании зеленых поясов на федеральном уровне приняли 3 июля 2016 года. Год спустя аналогичный закон утвердили на уровне региона. Однако судьба зеленого пояса в Воронеже не задалась. Сначала проект провалился на публичных слушаниях в 2017 году из-за жителей поселка Медовка Рамонского района и застройщиков. Повторный проект зеленого пояса дорабатывали больше года. И он не устроил уже экоактивистов, ведь из схемы исключили ряд спорных участков, которые могли бы пойти под вырубку и застройку.
Автор: Михаил Супруненко
Комментарии