Общественный совет при управлении архитектуры и градостроительства области попросил у мэра Вадима Кстенина «сделать все возможное» для сохранения макета корабля «Меркурий» в центре водохранилища. Общественники опасаются, что опора металлического парусника рухнет в воду еще до осени 2018 года.
Это первое обращение общественников, которое Кстенин получил после официального вступления в должность главы администрации. Участники общественного совета подчеркнули, что «Меркурий» находится в критическом состоянии. Опора ЛЭП, на которой расположен макет, накренилась на 50%. Сам парусник сильно поврежден вандалами.
Разговоры о необходимости ремонта местной достопримечательности идут еще с 2006 года. Еще тогда руководитель управления культуры города Иван Чухнов рассказал, что воронежские власти ищут варианты сохранения корабля. По его словам на тот момент для восстановления «Меркурия» требовалось около 200 тыс. рублей. А глава управления культуры и туризма области Иван Образцов пообещал найти средства для ремонта макета. Иван Чухнов и Иван Образцов давно оставили эти должности, а деньги на ремонт корабля до сих пор не нашлись.
В следующий раз вопрос восстановления «Меркурия» всплыл в 2015 году, когда вице-мэр по градостроительству Владимир Астанин предложил снять корабль с постамента и определить его дальнейшую судьбу. Александр Гусев, на тот момент мэр, попросил обращаться с кораблем бережно. Но просьба была излишней – макет так и остался на своем месте. Кстати, Астанин уже оставил ту должность и возглавил Воронежский союз строителей. Александр Гусев теперь исполняет обязанности губернатора.
В 2017 году журналисты напомнили властям о «Меркурии». Управление культуры города констатировало, что корабль находится в удручающем состоянии. А чтобы его спасти – нужно демонтировать макет, отреставрировать его и установить на суше. Сил и средств для этого у администрации не нашлось.
Главная проблема «Меркурия» в том, что официально он не является памятником, не имеет автора и проекта.
На деле, макет создал в 1972 году Воронежский стройтрест №2 – генподрядчик водохранилища. А автор «Меркурия» Виктор Неберекутин, на тот момент – старший инженер стройтреста. Монумент стал уникален тем, что находился посреди водохранилища, на опоре ЛЭП. «Меркурий» возвышался на девять метров над водохранилищем. Он был одним из главных объектов водных экскурсий.
Макет создали по образцу военного фрегата «Меркурий», построенного при императоре Петре I. Корабль спустили на воду в Рамони в 1698 году. Годом позже «Меркурий» участвовал в Керченском походе. На обратном пути корабль получил пробоину в днище и затонул, не доходя до устья Дона. Позже его подняли и отремонтировали. «Меркурий» оставался в составе российского флота до 1716 года.
Автор: Александр Михайлов
Комментарии