На сайте Минстроя России появилось сообщение о том, что в Воронеже будет реализован "пилотный проект формирования комфортной городской среды и комплексной модернизации ЖКХ" с использованием японских технологий и инвестиций.
Для воронежских архитекторов это стало сюрпризом. Решение принималось на встрече российско-японской рабочей группы, которая состоялась под председательством замминистра Андрея Чибиса. В минстрое обсуждались итоги японской бизнес-миссии, которая с июля по сентябрь посетила Волгоград, Воронеж, Новосибирск и Казань. Каждый из этих городов рассматривался как потенциальная пилотная площадка для реализации японских проектов комфортной городской среды и "умных городов".
И глава миссии, советник по глобальным стратегиям министра земли, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии Мугусима Такэши сообщил, что эксперты остановились не на богатой Казани, не на развитом Новосибирске, не на удобном для застройки Волгограде, а на Воронеже, у которого проблем – выше крыш. Именно к нам японцы хотят привести и деньги, и красоту, более того - хотят сделать Воронеж образцом и вывеской – для дальнейшей эстетической колонизации России.
- Нами был инициирована подготовка проекта по комплексной модернизации городской среды в Воронеже, на который японская сторона возлагает большие надежды, - сказал Мугусима Такэши.
Интересно, знают ли японцы о наших ветхих кварталах, о «раздербаненной» на клочки земле, о непробиваемости строительного лобби, которому могут и не понравиться японские штучки? Знают ли эти трудоголики о том, что наши пробки уже превзошли московские? Знают ли эти любители японских садов, как у нас вырубаются яблочные сады и сосновые леса? Не разобьются ли их «надежды» о местные традиции точечного строительства и архитектурной пересортицы?
Похоже, этого не знает и руководитель родного министерства.
– Появление пилотного проекта развития городской среды в масштабах конкретного города станет новой ступенью двустороннего сотрудничества. Для максимальной эффективности проекта к работе планируется привлечь крупнейшие архитектурные бюро Японии. Результаты будут использованы при разработке стандартов по благоустройству других российских городов, – цитирует пресс-служба бодрые и уверенные слова Андрея Чибиса.
Проекта пока нет. Японские эксперты подготовят проект к следующему заседанию рабочей группы, запланированному на начало ноября.
Но принципы новых подходов уже обговорены между коллегами. Как уже сообщала интернет-газета «Время Воронежа», помимо июльского визита миссии в Воронеж, завершившегося научной конференцией, на днях, 12 сентября, в Воронеже прошел российско-японский семинар, на котором коллеги продолжили основную тему- транзитно-ориентированного проектирования или TOD. В градостроительстве этот термин означает подход к проектированию многофункциональнаых жилых или коммерческих зон, в которых обеспечен легкий доступ к общественному транспорту и привлекательность для транзитных пассажиров.
В стандартном варианте в центре транзитно-ориентированного проекта располагается железнодорожная станция, станция метрополитена, или крупная остановка городского транспорта. Центр окружён относительно плотной застройкой, по мере удаления от центра плотность застройки уменьшается. Транзитно-ориентированная застройка располагается на расстоянии в пределах от 400 до 800 метров от транзитных станций и остановок, то есть в зоне пешеходной доступности.
Трудно будет найти такую остановку в Воронеже. Разве что станция Придача?
- Транзитно-ориентированное проектирование акцентирует внимание на создании более комфортных условий для пешеходов- разъясняли на семинаре японские спикеры (на своем, японском). - Этому способствует оборудование удобных пешеходных переходов, организация зауженной проезжей части, уменьшение этажности зданий по мере их удаленности от транспортных узлов. Еще одно отличие транзитно-ориентированного проектирования от проектирования ориентированного на транспортные пути - сокращение количества парковок для личного автотранспорта.
Честно сказать, воронежская действительность отражает только одно – сокращение парковок.
Не хотелось бы усиливать скептицизм, но вот еще фрагмент из доклада:«Полезен токийский опыт в реализации проектов TOD. Самым известным токийским TOD является станция Shibuya – здесь на многих уровнях объединены самый большой в мире перекресток, на котором зеленый свет включается одновременно на всех улицах; несколько станций метро, пригородных поездов и автобусных маршрутов, многофункциональные здания, торговые улицы, памятник собаке Хатико…»
Вторым блоком дискуссий на семинаре было обсуждение проектов развития Яменского сельского поселения. Коллегами из Японии были представлены примеры развития подобных территорий, а также проиллюстрированы примеры градостроительных ошибок, допущенных в Японии, при реализации подобных проектов.
Ну, тут у русских немного отлегло на душе: значит, и там без проблем не обходится.
Автор: Александр Саубанов