Сначала ужесточить, потом ослабить, сначала закрутить гайку по часовой, потом - против. Этот алгоритм действий российские власти используют по отношению ко многим материям, но последовательнее всего – к самой тонкой. К алкоголю.
Минпромторг подготовил законопроект, позволяющий приблизить точки торговли спиртным к медицинским, образовательным и – о, ужас! – культурным заведениям. В зависимости от типа учреждения, дистанция может быть снижена до 5 м, сообщают «Известия».
Сегодня в Воронеже, согласно постановлению, подписанному в 2013 году и.о. мэра Геннадием Чернушкиным, торговля алкоголем запрещена «в детских, образовательных, медицинских организациях, на культурных, спортивных, военных объектах, рынках, вокзалах, в аэропортах, в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности.
Более того, торговля запрещенась и на расстоянии 50 м и менее от поименованных объектов. Причем, 50 м – это была «выторгованная величина». Наиболее решительные борцы за здоровый образ жизни из числа депутатов настаивали на 100 метрах. А, к примеру, в Саратове минимальная дистанция для продажи спиртного составляет 25 м, в Чебоксарах — 20 м, в Костроме — 25 м, в Оренбурге — 30 м. В Москве – 100 м.
Это был серьезный удар по малому бизнесу в Воронеже– а именно МБ обладает преимуществом шаговой доступности. По данным региональной «Опоры», в результате временных и пространственных ожесточений сеть малых магазинов сократилась на 10%.
Более того, в нашем городе дело почти дошло до следующего витка гайки - до принятия закона о запрете на торговлю спиртным в заведениях на первых этажах жилых домов. Но тут федеральное правительство пришло на помощь малому бизнесу: дало отрицательную рецензию аналогичному федеральному закону.
Как-то незаметно сошла на нет и местная инициатива.
Оказалось, это не случайный шаг, а похоже, вполне последовательная политика либерализации рынка, предпринятая федералами. Минпромторг счел закон об ограничении продажи алкоголя «барьером для торговли» и еще в прошлом году подготовил «антибарьерные» поправки.
По новому законопроекту, дистанция от магазинов со штучными отделами до учреждений, где обучаются несовершеннолетние (детские сады, школы, училища), должна быть не более 50 м (тут наши угадали, Москва - нет).
Кафе, где самым крепким из подаваемых алкогольных напитков является вино, должно располагаться до 20 м от зданий данного типа. Это загадочный пункт. Почему для вина достаточным барьером считается 20 м, а для водки – 50?
По проекту, продавцы смогут торговать алкоголем на десятиметровом расстоянии от вокзалов, аэропортов, спортивных и военных объектов.
Расстояние от учреждений для обучения совершеннолетних (вузы, техникумы) до магазина со штучным отделом должна быть не менее 10 м, а для кафе - всего 5 м.
Последний пункт означает: лишь бы не в самом вузе.
Еще один загадочный пункт: расстояние 50 м для магазинов и 20 м для кафе также относится к медучреждениям. Но – кроме медорганизаций, не специализирующихся на акушерстве, гинекологии и детских заболеваниях – тут допустимо расстояние в 10 м.
Считается, видимо, что для беременных женщин и детей соблазн не слишком велик, и они не станут преодолевать 10м, чтобы пропустить стаканчик-другой перед походом к врачу.
А объясняя свои инициативы борьбой с распространением нелегального алкоголя чиновники Минпромторга ставят нас окончательно в тупик: а что, в зоне отчуждения процветала торговля нелегальным алкоголем?
Но если в отдельно взятом документе еще можно увидеть логику, то в череде то ужесточающих, то либерализующих рынок решений логики нет решительно никакой.
Автор: Александр Саубанов