Такое впечатление, что в нынешнем сезоне дорожники Воронежа сильно отстали от некогда бурного графика ремонтных работ, которые сейчас идут почти исключительно при финансировании из регионального и муниципального дорожного фондов. Не стоит жаркий запах асфальта в центре, не наблюдается движения техники на Остужева, на Антонова-Овсеенко. Даже серьёзных проектных работ никто не затевает.
Развязка не близится
В ноябре прошлого года руководитель департамента транспорта и автомобильных дорог Александр Дементьев в одном из региональных СМИ заявил, что Воронеж получит свои деньги для муниципального дорожного фонда, а куда их пустить – на строительство развязок, или уширение улиц, или на что-то ещё - муниципалитет решит самостоятельно. Возможность ни в чём себе не отказывать у городских властей якобы есть.
Чтобы ни в чём себе не отказывать и выполнить все необходимые работы, мэрия совместно с общественными организациями провела исследование. Эксперты обозначили самые необходимые в 2015 году работы, в том числе по первому этапу строительства развязок. На всё потребовалось 2,4 млрд. Воронеж по факту получил меньше миллиарда. Да и то, миллиард этот – условный.
Мэр Александр Гусев уточнил: бюджетом в дорожный фонд на 2015 год заложено около 850 млн. руб. А это меньше на 250 млн., чем в прошлом году. Правительство города ожидает поступления дополнительных 200 млн. рублей из федерального бюджета. Еще 150 млн. рублей власти намерены «одолжить» из суммы бюджетного кредита, взятого еще на 425-летие города.
Но это пока все намерения и ожидания областного центра, которым в условиях экономической неопределенности, не так уж велика цена. Между тем Лиски уже получили финансовые гарантии на строительство тоннеля под железной дорогой в райцентре. Для него этот объект имеет примерно такое же значение, как для Воронежа- Остужевская развязка.
Между городом и селом
Как нам пояснили в областном правительстве, по итогам прошлого года дорожный фонд перевыполнил план по доходам. Должны были собрать 5,3 млрд. рублей, а собрали 5,9. Дополнительный приварок вроде бы ничто не мешало пустить на ремонт воронежских дорог. Однако по традиции последних лет областной центр, донор всех дорожных фондов ремонтируется по остаточному принципу.
2012-й - первый год, когда воронежские дорожники работали в условиях областного закона о дорожном фонде. «Долгожданная реформа дала достойные плоды», - радовался тогдашний глава дорожного департамента Александр Трубников.
Впервые в новейшей истории финансирование нашей деятельности было по-настоящему стабильным и масштабным: в объеме пяти миллиардов рублей. Это почти вдвое больше прошлогоднего. Но поделили долгожданный пирог явно непропорционально. Три миллиарда выделено на областные дороги, около 1,3 миллиарда получил областной центр, 750 миллионов – муниципалитеты районов.
Более того, тогда же, по инициативе Трубникова на баланс области начали активно брать бесхозные и муниципальные дороги. И можно догадаться почему: так «регионалам» легче контролировать возросшие потоки дорожных денег. В 2013-2014 годах процесс продолжился: на строительство, капитальный ремонт, ремонт и содержание дорог регионального значения из дорожного фонда области было направлено 6,5 млрд. рублей, городу досталось около 2 млрд.
Приходится констатировать: традиция, заложенная Трубниковым, живет и поныне.
В конце июня этого года депутаты областной Думы единогласно внесли изменения в закон «О дорожном фонде Воронежской области». Ура, Фонд снова удалось «растянуть»! Его пополнили межбюджетные трансферты от федералов – даже в большем, чем ожидалось объеме – 1,2 млрд. рублей. Соответственно общее наполнение «дорожного фонда» увеличится до 7,1 млрд.
Однако асфальтом в областном центре по-прежнему не пахнет.
Конечно, село долгое время жило по остаточному принципу. Но это не значит, что теперь по тому же принципу надо мстить горожанам, задыхающимся в пробках.
Миссия невыполнима
Насколько глубоко залезают в карман горожанам те, кто делит дорожный пирог? Выяснить это оказалось практически невозможным. Ни одного официального документа в открытом доступе мы не нашли, ни на один официальный запрос внятного ответа не получили.
Особенно удивил нас ответ из департамента транспорта и автомобильных дорог – о том, какую долю в дорожном фонде составляют «поступления из Воронежа».
- Информацией о доле поступлений из Воронежа в дорожный фонд Воронежской области департамент транспорта и автомобильных дорог не обладает, - значится в официальной справке областного правительства.
Как нам позже сообщили в пресс-службе, департамент финансов также подобной информацией не обладает. Может, действительно, чиновники не считают необходимостью вести статистику и знать достоверно, откуда, сколько приходит денег, а может, эта информация нежелательна для появления в прессе. Так или иначе, доля поступлений воронежцев оказалась тайной, которую можно приоткрыть лишь методом дедукции.
Как известно дорожный фонд формируется из акцизов на автомобильное топливо, транспортного налога, доходов от использования госимущества, штрафов, общих доходов бюджета и так далее. Эксперты утверждают, что большая часть поступлений в «дорожный фонд» приходит как раз из областного центра. Здесь в прошлом году было уплачено больше миллиарда рублей транспортного налога – и эта сумма почти полностью ухнула в бездонную бочку регионального фонда. Город получил только 850 миллионов – а какие деньги от других налогов и сборов ушли туда же, невозможно подсчитать.
Представитель общественной организации «Народный контроль и дороги Воронежа» Сергей Романенко уверил нас, что около 40 процентов «дорожного фонда» составляют бюджетные поступления из областного центра. В качестве субсидий, по его словам, они возвращаются в город – но лишь в размере 20 процентов. По некоторым данным, налоги жителей областного центра составляют 60 процентов.
И сумма еще больше размоется первоочередными статьями расходов на текущее содержание дорог - уборку, освещение, ямочный ремонт и т.п. И на капитальный ремонт, а тем более на строительство дорог мало что останется.
Кажется, мы наблюдаем возвращение к практике латания дыр.