Одним из самых злободневных вопросов в ЖКХ остается плата за коммуналку, идущая на общедомовые нужды. С момента ввода этой отдельной строки прошло уже много времени, но многие до сих пор не понимают, что это такое. И почему нужды, порой сопоставимы с объемом ресурса, потребляемого в квартире.
Сейчас федеральное законодательство говорит – не важно, сколько дом «скушал» воды или электричества, но собственники оплатят лишь установленный региональной властью норматив. Все, что выше – УК или ТСЖ, обслуживающие дома обязаны оплатить из своего кармана. Но проблема в том, что обычно реальные общедомовые нужды получаются в разы больше нормативов.
Как набегают большие объемы по ОДН если у вас сухой подвал? Все просто. В квартире соседа нет счетчика и прописан он один, но не живет там, а сдает ее шести студентам. Воду они льют все вместе, а сосед платит по норме «за одного». А с другой стороны живет молодая семья, где муж-золотые руки приобрел магнит и поставил его на счетчик. Воду они не экономят, а замедленный счетчик показывает мизерные объемы. А кто-то в квитанции пишет цифры «от балды» и контролеров из УК в квартиру к себе не пускает. Как у таких проверишь корректность показаний счетчика? Никак.
Все эти литры общедомовой счетчик добросовестно показывает. Но за воровство и обман жителей, будет наказана управляющая организация. По словам экспертов ЖКХ, если поставщики ресурса начнут взыскивать эти деньги с УК, то последних ждет банкротство.
Правда, как отмечают аналитики, деньги со счетов УК для оплаты долгов ресурсникам все-таки снимут. И, скорее всего, туда же уйдут и средства, которые жители ежемесячно сдают за содержание и текущий ремонт своего дома.
- После выхода этих поправок наша управляющая компания стала должна большие деньги, - рассказывает директор УК «Левобережного района» Владимир Болотов. – К примеру, с июня по декабрь только по электроэнергии на ОДН за население мы должны ресурсноснабжающей организации 3,5 млн. рублей. Это деньги, которые никогда не выставлялись к оплате жителям, но которые с нас требует поставщик. По самым скромным расчетам, за год мы должны будем взять неизвестно откуда больше 6 млн. рублей. Разумеется, никаких собственных средств у УК в подобных объемах нет и никогда не было.
Казалось бы – ситуацию можно переломить, стимулируя горожан к установке квартирных счётчиков, но полностью проблему это не решит.
По словам представителя УК, главная причина этого – простое воровство ресурсов. Установленные магниты и занижение показателей счётчиков сложно обнаружить. Чтобы ходить по квартирам и проверять показатели нужно большее количество персонала, да и горожане имеют право просто не открыть дверь. Кроме того по факту проверить жителя можно только один раз в шесть месяцев.
- При принятии законов мы не можем ориентироваться, прежде всего, на махинаторов или жуликов, - заявил сенатор Сергей Лукин на совещании в правительстве. - Нам необходимо принимать законы, которые как раз и будут стимулировать граждан к добросовестному соблюдению норм и правил. В той же Европе никому в голову не приходит ставить магниты на счетчики или скручивать показания. Просто люди понимают - за что и кому они платят. Видят, что цена напрямую зависит от качества оказываемой услуги. И в подобной ситуации сама необходимость платить их не возмущает. Поэтому нам необходимо сформировать в ЖКХ понятную и прозрачную систему взаимоотношений между поставщиками ресурса, управляющими организациями и населением, минимизировав возможности для каких-либо махинаций со стороны юридических лиц. А это будет стимулировать к нормальным взаимоотношениям и наших жильцов.
В итоге чиновники и депутаты недавно обратились в Минрегионразвития с предложением пересмотреть столь неоднозначный пункт федеральных жилищно-коммунальных правил, чтобы не допустить массового банкротства управляющих компаний. Также предложили ввести существенные повышающие коэффициенты для горожан, оплачивающих коммуналку «по среднему».
Помогут ли эти действия, мы узнаем совсем скоро.