С сентября 2016 года начал действовать федеральный стандарт для обучения детей с ограниченными особенностями здоровья. О том, как к нововведению адаптировалась Воронежская область в понедельник, 31 октября, на пресс-конференции рассказал глава регионального департамента образования, науки и молодёжной политики Олег Мосолов.
Так, по его словам, родители «особенных» детей могут выбрать способ образования для своего ребёнка из трёх вариантов. В том числе речь идёт и об инклюзивном образовании. Другими словами, когда ребёнок с особенностями учится в обычной общеобразовательной школе. Таким образом педагоги готовят детей к интеграции в общество. В сентябре за парты 107 школ Воронежской области сели 198 «особенных» первоклашек. Речь идёт о практически всех муниципальных районах, а также областном центре. Олег Мосолов отметил, что большинство детей, которые получают инклюзивное образование, с нарушениями интеллекта, в том числе с расстройством аутистического спектра. Есть ребята с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также слуха и зрения.
- Подготовка к введению инклюзивного образования была очень серьёзной. Это не означается создать только доступную среду тем, кому она нужна, всё серьёзнее. В первую очередь необходимо подготовить кадры. Педагогические работники не всегда готовы к обучению таких детей. У них должны быть специальные умения и знания, - пояснил Олег Мосолов. – Для того, чтобы школа могла принять «особенного» ребёнка должна быть готова целая команда, начиная от администраторов и заканчивая логопедами и психологами. У нас в регионе курсы повышения квалификации прошли 400 человек.
Спикер отметил, что в Воронежской области школы и до введения стандарта принимали детей с ограниченными возможностями. Сейчас образование в школах и детских садах получают 1,3 тысячи «особенных» детей по адаптивным программам.
Олег Мосолов также подчеркнул, родителям обычных детей не стоит волноваться, если в их класс пришёл ребёнок с особенностями интеллекта. По его словам, существуют нормы САНПин, которые регулируют обучение таких детей. В частности, число учеников в классе должно быть не больше 16, рядом с «особенным» ребёнком должен сидеть «помощник» - обученный педагог, который будет контролировать его поведение и так далее. Таким образом, присутствие «особенного» ребёнка не должно помешать обучению других детей.
Глава департамента заверил, что бюджет потянет затраты на обучение таких детей, хоть они и не маленькие. К примеру, обучение обычного ребёнка обходится в 31 тысячу в год, тогда как на ученика с аутизмом выделяют 612 тысяч.
Для детей, которые из-за болезни не могут выходить из дома, разработали другой способ обучения – дистанционный. Воронежская область в этом плане обошла другие регионы РФ. Только у нас и в Москве используют режим видеоконференции. То есть ребёнок видит, что происходит в классе, может общаться с другими учениками, писать на интерактивной доске. Сейчас в Воронежской области на дому обучается 181 ребёнок, 31 из них – при помощи видеоконференции.
Третий вариант, который могут выбрать родители ребёнка с ограниченными возможностями, обучение в специализированном учреждении. Сейчас в России идёт тенденция к сокращению таких учреждений. Детей переводят в обычные школы. В Воронежской области закрывать их не планируют.
Сейчас в регионе 23 специальных школы, в том числе и интернатного типа. В 13 из них обучают детей с нарушениями интеллекта, в трёх с нарушениями слуха, в двух с нарушениями зрения. Ещё шесть центров принимают детей с различными отклонениями.
Автор: Евгения Полухина