До конца весенней сессии Госдума рассмотрит во втором чтении законопроект «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации», сообщила пресс-служба Госдумы.
Законопроект внесен Советом Федерации – то есть, все серьезно. И то, что депутаты хотят во что бы то ни стало закрыт вопрос в ходе весенней сессии, тоже говорит о многом.
«В настоящее время основное правовое регулирование статуса и деятельности региональных общественных палат осуществляется законодательством субъектов Федерации. При этом положения соответствующих законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации значительно отличаются друг от друга. - комментирует пресс-служба российского парламента
Такая практика выявила недостатки: положения региональных законов существенно отличаются друг от друга. Так, в 40 субъектах –например, в соседней Белгородской области есть аппараты общественных палат, то есть, структуры, ответственные за обеспечение работы общественников. В 43 субъектах – и в том числе в Воронежской области - деятельность ОП напрямую курируется сотрудниками органов государственной власти. Что, наверное, не так уж правильно.
В последнем случае общественники являются до мелочей зависимыми от участия и расположения властей. Сейчас, при губернаторе Гордееве, воронежские активисты высказывают сдержанное удовлетворение своим положением: у них есть свое помещение в центре города, на «подснежных», но постоянных ставках работают три аппаратных работника, ни с канцтоварами, ни с транспортом проблем тоже нет. Но работники опасаются, что со сменой власти все это может исчезнуть как «неэффективная трата бюджетных средств».
- Мы, разумеется, обсуждали этот законопроект, - рассказала корреспонденту интернет-газеты «Время Воронежа» заместитель председателя областной ОП Любовь Шевлякова. - Действительно, почему общественники бедного региона должны иметь меньше возможности для своей деятельности, чем общественники, к примеру, Ханты-Мансийска или того же Белгорода? Конечно, условия функционирования для общественных палат на всей территории России должны быть равными. Общие стандарты сведут к минимуму влияние государственных органов власти на них. А бизнес… Бизнес готов пожертвовать на конкретное мероприятие, но никто не собирался и не собирается брать на себя постоянные обязательства.
Как уверила Шевлякова, объем технической и организационной работы у Палаты возрастает год от года: растет поток жалоб, расширяются программы мониторинга, очень много документов приходит от федеральных коллег. Поэтому тем или иным образом решать проблему финансирования придется. Только вот незадача: предлагается содержать аппараты региональных ОП за счет бюджета субъекта. И, соответственно неравенство богатых и бедных регионов такое решение не ликвидидрует.
- Мое личное мнение – финансирование регионов должно идти из Федеральной общественной палаты, - убеждена Шевлякова.
Но построение вертикалей, как показывает российский опыт, способно бюрократизировать любые начинания. Да и не все наши проблемы и чаяния видны из Москвы.
Похоже, идеального решения мы в этом году не дождемся. А вот новых бюджетных трат – скорее всего, да. Скорее всего, тем и объясняется спешка депутатов: чтобы успеть внести новую статью расходов в бюджет-2017.
Автор: Лев Рыбкин