При поддержке ОКУ «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов» в Воронеже прошел круглый стол, посвященный теме государственно-частного партнерства. Для России и ее регионов это относительно новая форма долгосрочного взаимодействия между государством и бизнесом, созданная для решения общественно-значимых задач. Пока что массового распространения идея ГЧП не получила, но публичные и частные участники все больше включаются в данную тему. Директор АНО «Территориальный центр развития муниципально-частного партнерства» Игорь Лотков пояснил собравшимся, что ГЧП подразумевает, что не государство приходит на помощь частному бизнесу, а как раз наоборот, государство из-за дефицита бюджетных средств приглашает частников к решению наболевших вопросов.
«Здесь много тонких моментов, которые нужно учитывать. Чтобы начать работу, частный и публичный партнер разрабатывают прежде всего план, по которому решаются социальные задачи, а бизнес видит, какой эффект он получает от ГЧП, как это все будет функционировать, какая окупаемость у проекта. Еще один важный момент – дальнейшая эксплуатация созданного или реконструированного объекта, которую на себя должен взять частный партнер и на каких условиях. И тут важно отметить, что на стороне частного партнера нередко участвуют дополнительные лица. Это и финансовая организация, которая дает деньги, и строительная компания, которая возводит объект, и компания-оператор, которая будет обслуживать после ввода в эксплуатацию», - рассказал Игорь Лотков.
Традиционными направлениями, где реализуются проекты ГЧП, являются коммунальное хозяйство, транспортная сфера, здравоохранение. В Воронежской области, к примеру, уже есть успешные примеры проектов ГЧП. Самые заметные из них - строительство федеральной трассы М4, концессионное соглашение с ООО «РВК-Воронеж», реализуемое с 2012 года, создание АО «Единая процессинг-сервисная система ЖКХ ВО», а также проект по взаимодействию «Воронежского областного клинического онкологического диспансера» с частными компаниями по предоставлению услуг на редком медицинском оборудовании.
«Наши пациенты нуждаются в диагностике и лечении на дорогостоящем оборудовании. Необходимости покупать само оборудование мы не видим, так как покупать у частного партнера данные услуги дешевле. Но здесь обязательно нужно, чтобы частный партнер был под контролем у государства, чтобы исключить ту же коррупционную составляющую. В связи с этим мы создали комиссию на базе онкодиспансера, которая определяет, кому из больных показана бесплатная диагностика на оборудовании или лечение», - рассказал главный врач «Воронежского областного клинического онкологического диспансера» Иван Мошуров.
Что касается коммунальной сферы, то благодаря эффективному взаимодействию государства и частного капитала на территории области удалось внедрить федеральные стандарты качества жилищно-коммунального обслуживания в части взаиморасчетов. В Воронеже был запущен единый платежный документ и контакт-центр по разъяснению начислений. Эти меры позволили повысить собираемость средств за «коммуналку» с 94 до 97 %.
«Наше акционерное общество – яркий пример эффективного ГЧП. Расчетный центр аккумулирует данные по расчетам, задолженностям за услуги ЖКХ, что позволяет власти оперативно выявлять болевые точки в сфере и быстро реагировать, проводя позитивные изменения в ЖКХ. ЕПСС принимает участие в законотворчестве, выступает медиатором при разрешении споров между управляющими и ресурсоснабжающими организациями. На сегодняшний день не решенной осталась одна проблема – в федеральном законодательстве не определен статус расчетных центров. Это мешает нам полноценно работать, принося еще больше пользы потребителям», - прокомментировал технический директор АО «Единая процессинг-сервисная система жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области» Павел Колтаков.
Несмотря на существующие успехи, участники круглого стола согласились, что процесс развития ГЧП в России тормозится. Причинами этого могут быть и непроработанная законодательная база, отсутствие механизма долгосрочного финансирования, нехватка самого опыта, а отчасти и нежелание сторон работать в новых, непривычных условиях. На этих направлениях и предстоит сконцентрироваться бизнес-сообществу и региональным властям.
Автор: Ольга Назимова