Министерство образования и науки РФ планирует создать группу по разработке предложений об организации проведения психолого-педагогической экспертизы детских товаров. Об этом в четверг, 25 сентября, сообщила газета «Известия». Таким образом, чиновники собираются оградить маленьких россиян от возможных негативных последствий для психики детей.
— Предусмотрен ряд мероприятий, нацеленных на формирование современной качественной и доступной предметно-развивающей среды в детских садах и центрах раннего развития детей. Планируется также инновационное развитие индустрии игровой продукции для детей, включая создание эффективной системы психолого-педагогической экспертизы учебно-игрового оборудования, — пояснили «Известиям» в Минобрнауки. — Предполагается подвергать анализу возможность влияния того или иного учебно-игрового оборудования в первую очередь на формирование и развитие социальной активности, познавательной сферы несовершеннолетнего, на освоение им предшествующего культурного опыта.
Отметим, что мнения экспертов об этой инициативе разошлись.
- Это очень важный аспект, я согласна с тем, что такие меры необходимы, - рассказала Интернет-газете «Время Воронежа» кандидат психологических наук Марина Ларских. – Я сейчас работаю над статьей о том, как, например, кукла Барби провоцирует анорексию. Мы провели исследование и выяснили, что у большинства больных девушек в детстве любимой игрушкой был кукла Барби. То есть с самого раннего детства они впитывали, что красивыми являются нереалистичные для здорового человека пропорции и стандарты. И для этих девушек было важно быть как кукла, или умереть. Многие, кстати, умирают.
Между тем, кандидат психологических наук Игорь Романов нашел в инициативе две стороны, и хорошую, и плохую. Он рассказал Интернет-газете «Время Воронежа» о том, что идея запретить какие-то детские товары не нова. Так, некогда парламент Великобритании всерьёз обсуждал возможность запрета детских книжек с народными сказками. По словам Игоря Романова, парламентарии усомнились в том, что страшные концы и жестокость, идет на пользу детям.
- С одной стороны, конечно, нужно смотреть, во что играют дети, что читают, что им рассказывают, но есть и тёмная сторона этого решения, - заявил эксперт. – Для того чтобы разобраться, как действуют игрушки, необходимо проводить длительные серьёзные исследования, и смотреть на то, каким вырастет ребёнок, если он сейчас играет в ту или иную игрушку. Если сейчас он напуган какой-то куклой, то этот испуг может в дальнейшем дать положительное влияние на психику, к примеру, может повыситься стрессоустойчивость.
Основная проблема, по мнению Игоря Романова, сейчас состоит в том, что на уровне мгновенной экспертизы это вычислить невозможно – этим нужно заниматься годами и даже поколениями.
- У нас таких исследований сейчас нет, и те психологи, которые будут участвовать в рабочей группе, возможно, профессионалы, но профессионалы в другой области, - поделился мнением эксперт. - Тем не менее, у нас сейчас принято проявлять такой государственный контроль над всем. Почему бы не отконтролировать и игрушки? Это сейчас в тренде.