«Двигатели второй ступени работают нормально». Это сообщение диспетчера Центра управления полетами прозвучало в прямой трансляции на сайте Роскосмоса в среду, 20 февраля в 9 часов 01 минуту, через три минуты после пуска. В этот момент наверняка многие воронежские инженеры облегченно вздохнули.
В 9.15 появилось сообщение: космический корабль «Прогресс» выведен на орбиту. В общем, не успели граждане попить утреннего чаю, как свершилось событие, историческое для сообщества: состоялся последний полет ракеты-носителя «Союз-У» - самой массовой модификации в семействе легендарных РН «Союз».
И самой надёжной. Почти за 40 лет, по данным Роскосмоса, с помощью ракеты-носителя «Союз-У» с двигателями второй и третьей ступени воронежского производства, состоялось 788 пусков. И у воронежских космостроителей был шанс завершить эту программу триумфально. Но драматизм ситуации в том, что на последние пару лет пришлось большинство аварий, причины которых родились в цехах Воронежского мехзавода.
Последнюю аварию специалисты Роскосмоса назвали уникальной – она произошла из-за того, что воронежские сборщики использовали нештатный, более дорогой припой. До сих пор такого и в мире, наверное, не случалось.
Вице-премьер Дмитрий Рогозин устроил не по-землячески жесткий разбор полетов и произвел кадровые и организационные реформы. Вотставку был отправлен глава предприятия Иван Коптев, а сам завод передан во внешнее управление подмосковному НПО «Энергомаш». Новые двигатели будет осваивать во многом новая команда.
Стыковка корабля с МКС запланирована на 24 февраля 2017 года . Грузовик доставит на МКС около 2,5 тонн различных грузов, в том числе топливо, сжатые газы, скафандр «Орлан-МКС», оборудование для научных экспериментов, средства медицинского обеспечения, а также контейнеры с пищей и водой, расходное оборудование и посылки для экипажа МКС.
Автор: Лев Рыбкин