Со вторника, 5 ноября, в России вступили в силу поправки в Закон о безопасности дорожного движения. Они серьезно меняют правила выдачи водительских прав.
Так, количество категорий водителей увеличится до десяти, впервые ввели разделение на тех, кто водит «автомат» и «механику», а сдавать экзамены экстерном будет запрещено. Также изменились правила лицензирования автошкол, а водителей-мигрантов обяжут получать российские права.
Наблюдатели считают, что новый закон приводит российское законодательство в соответствии с международным. У водителей, которые собираются ездить на машине с коробкой автомат, появится возможность сдать экзамен на авто с такой коробкой. Единственный нюанс – в водительских таких водителей поставят соответствующую отметку – «управление только с АКПП». Если водитель потом захочет пересесть на «механику», то ему придется заново сдать практический экзамен на автомобиле с механической коробкой передач.
Среди новых категорий одна из самых обсуждаемых категория М – мопеды и скутеры, сдавать на нее можно будет с 16 лет. Отметим, что раньше этими транспортными средствами можно было управлять вообще без прав. К подкатегории: A1 – относятся теперь легкие мотоциклы (с объемом двигателя до 125 кубических сантиметров), B1 - трициклы и квадроциклы, C1 - небольшие грузовики массой от 3,5 до 7,5 тонн. Еще одна категория - D1 - небольшие автобусы от 8 до 16 пассажирских мест. Еще отдельные категории прав появятся даже для водителей трамваев («Tm») и троллейбусов («Tb»).
Но водителям, у которых уже есть права, не стоит бежать менять их - это можно будет сделать по окончании срока действия ранее выданного удостоверения.
- Все, у кого сейчас уже открыты категории, имеют право автоматически управлять транспортными средствами меньше, то есть использовать подкатегорию, - поясняют эксперты. – Получается, что тот, кто имеет категорию С, будет автоматически получать подкатегорию С1, D - D1.
Еще одно нововведение широко обсуждается общественностью — отмена сдачи экзамена после самостоятельной подготовки, то есть экстерном. Теперь получить водительские права можно будет, только пройдя курс обучения в автошколе.
Поэтому к школам тоже ужесточили требования. По сентябрьскому закону об образовании автошколы получила статус обычного учебного заведения, которому для осуществления деятельности нужно получать лицензию. Теперь помимо медицинского кабинета и места для питания у автошколы должна быть четкая программа обучения и соответствующая ей материальная база. Выдавать лицензии на деятельность будет ГИБДД, причем каждую школу будут лично посещать инспекторы.
Но, как отмечают аналитики, ведомственный приказ, определяющий внешний вид новых водительских прав и категории, подготовить успели, однако, процедура выдачи прав пока останется прежней. По предварительным данным, правительство не успело подготовить программы обучения водителей по новым категориям и подкатегориям, а значит, и готовить водителей по ним пока нельзя.