28 ноября Воронеж посетили самые известные русские фольклористы из Архангельска, Moon Far Away. Прошедший в клубе «Сто Ручьёв» концерт стал лишним поводом обратить внимание на непростые отношения в воронежской культурной среде.
Незадолго до гастролей где-то на просторах соцсетей один из воронежских бюрократов от культуры брезгливо выпалил «кобзоновское»: «Да кто они вообще такие?» Они? Они самый известный проект из Архангельска, и возможно, без преувеличения, один из самых известных российских проектов во всем мире. Их альбомы издавались во Франции, Германии... Они успешно выступали на крупнейших европейских фестивалях и неизменно тепло принимались публикой даже там, где, казалось бы, для русских вход «заказан», как это было в Польше. Их альбом «Беловодие», чье переиздание на аутентичном виниловом диске и презентовалось в Воронеже, был назван журналом Rolling Stone как «главный альбом русского фолка».
Но все это никак не тронуло воронежскую культурную номенклатуру, которая сейчас разделилась на два лагеря и с головой поглощена медийными войнами. Следуя из «Воронежского Пульса» Эдуарда Боякова, тот или иной культурный проект интересен лишь исходя из количества публики. В рамки Платоновского фестиваля коллектив также не попал, хотя абсолютно укладывается в формат события. У противоборствующего лагеря, «радетелей за всё русское», несмотря на весьма схожие политические взгляды, группа и вовсе не вызвала, ни поддержки, ни, что ещё более любопытно, даже интереса. Что наталкивает на выводы о явной ангажированности данного альянса.
Резонно было бы съехидничать и задаться вопросом, почему же такая хорошая группа так мало известна? Ответ прост. Знакомство с тем или иным качественным, интересным, талантливым музыкантом или художником, как и в старые времена, по-прежнему регулируется неким номинальным субъективным «рубильником». Не нравится? Не будем помогать. «Да кто они вообще такие?» Как результат нам остается довольствоваться вульгарной пародией на фольклор, в стиле Надежды Кадышевой, которую, по большому счёту, приличные люди избегают. А вот литературное прочтение русских фольклорных традиций, как ни странно, остается на плечах немногочисленных энтузиастов.
Если же говорить о самом концерте, то он стал открытием. Совсем незадолго до него, писатель Борис Акунин описывал своё посещение концерта украинцев «Океана Эльзи». Если коротко, там группа вместе с залом пела гимн Украины. И писателя неожиданно потрясло такое единение. Увидев это, он даже отчасти начал оправдывать украинский национализм, который, дескать, от сердца, искренний. И вывод был примерно такой, что у нас подобное невозможно. В России так сплоченно будут петь только согнанные в добровольно-принудительном порядке бюджетники.
И вот, в Воронеже, архангельскую группу, отыгравшую два отделения, вызывают на бис, после чего звучит их весьма искренняя композиция «Мама Русь». Как вдруг люди в зале неожиданно берутся за руки, и группе неожиданно начинает подпевать весь зал. Так выкристаллизовалось то самое единение, идущее с низов, а не от генеральной установки с телевизора, или во время срежиссированного флешмоба участников «Селигера». Увы, но такой сценарий, по всей видимости, портит картинку, в которой фрау Кадышева показывает зрителю «истинное» лицо русской культуры, заменяя, как и в доисторические советские времена, настоящее искусство развесистой клюквой «а ля Рюс».