Интернет-газета Время Воронежа
Интернет-газета Время Воронежа (https://vrntimes.ru)

Главная > Итоги рейда в Воронеже: пиво детям продают в каждом втором магазине

Итоги рейда в Воронеже: пиво детям продают в каждом втором магазине

15:30 19.02.2013 February 19, 2013 at 3:30pm
Елена Вострикова
Торговые точки города проинспектировали общественники, стражи порядка и журналисты [фото,видео+обсуждение]

В супермаркете одну из касс обступила со всех сторон толпа людей. То и дело раздаются щелчки фотоаппаратов, несколько видеокамер нацелились на кассиршу в фирменной жилетке. От обильного внимания женщина смущается и отворачивается.

- Спасибо вам за то, что вы не продали пиво несовершеннолетней! - обращается к сотруднице девушка в футболке с надписью «пивной дозор».

Кассирше дарят сувенирную монетницу и футболку.

- Да что вы, что вы, это наша работа, - смущенно отвечает женщина, с робкой улыбкой оглядываясь на обступившую её толпу.

В понедельник, 18 февраля, в Воронеже прошёл «Пивной рейд». Активисты общественных движений, журналисты, полицейские и представители пивных компаний отправились инспектировать торговые точки города. Для проверки запрета продажи пива несовершеннолетним выбрали девять магазинов.В каждый из них первой заходила 17-летняя девушка, которая брала пенный напиток и подходила к кассе. Для честности эксперимента представители общественности дожидались юной покупательницы на улице.

«Паспорт спросили, но пиво всё равно продали»

В первой точке в супермаркете «Мир Вкуса» на остановке «Молодежный» пиво школьнице не продали. Кассирша наотрез отказалась пробивать алкоголь, попросив у девочки паспорт.

Следующий пункт - «Центрторг» на той же остановке. Наша проверяющая, одиннадцатиклассница Наташа, задерживалась. Журналисты и активисты «дозора» с волнением поглядывали на крыльцо магазина. Но вот распахнулись двери, из гастронома выглянула смущенная школьница. Девочка вышла из магазина с чеком и бутылкой темного пива.

- Продали… - выдохнули активисты.

- Даже паспорт не спросили? – удивлённо спрашиваем мы у неё.

- Спросили, - улыбается девушка. – Посмотрели… но пиво продали.

Нашей проверяющей совсем недавно исполнилось 17 лет. Худенькой невысокой девушке с короткой стрижкой возраст на глаз определить сложно. Но на совершеннолетнюю она все-таки не похожа, хотя, как оказалось, продавцы думают иначе.

Вместе с сотрудниками полиции и активистами «рейда» Наташа возвращается в торговый зал. Продавцы ошарашенно оглядываются, увидев толпу с камерами. Мы направляемся к витрине с алкоголем.

- Здравствуйте, вы несколько минут назад продали этой девушке пиво, а она несовершеннолетняя. Вы нарушили закон, - обращается к продавщице одна из организаторов акции.

Продавщица удивлённо замирает, рассматривая бутылку пенного напитка, которую поставили на прилавок перед ней. Переводит взгляд на юную покупательницу.

- Так я же посмотрела паспорт, - оправдывается она.

- Да, там написано, что ей 17 лет, - подтверждают активисты.

- 1996 год, - задумчиво протягивает продавщица. – Это ей еще нет 18-ти что ли?

- Нет, - теперь уже удивляются проверяющие. – Рождённым в 1996 году сейчас 16-17 лет.

Продавщица начинает сетовать на забывчивость и невнимательность.

- Я себе сейчас запишу на бумажке, что 1996-й год – несовершеннолетние, - обещает она и нащупывает под прилавком ручку. – Чтобы знать.

Организаторы акции возвращают бутылку пива обратно продавщице. На пластиковую стойку рядом с кассой «пивной дозор» вешает красно-белый стикер с поднятой вверх ладонью. «18 лет есть? Подтверди!», - призывает бумажка.

Продавщица с облегчением вздыхает, когда толпа активистов направляется к выходу. Но в это время к прилавку подходят стражи порядка.

- Отдел полиции №4, - представляются полицейские. – Ваше фамилия, имя и отчество.

За одну проданную несовершеннолетнему бутылку пива продавцу придётся заплатить штраф – ни много ни мало 10 тысяч рублей.

Пока полицейские оформляют документы, организаторы закупки рассказывают подробнее об акции.

По их словам, проданный в сетевом магазине алкоголь несовершеннолетнему, редкость. Сети обычно активно проводят работу и инструктируют продавцов перед началом работы.

- Такие акции проходят по всей России на протяжении четырёх лет, - рассказывает активист «Пивного дозора» Мария Рогова. - В Воронеже уже такие акции проходили, но в этом году мы проводим её в первый раз.

- А точки выбирали случайно? Или кто-то сообщал, что там продают алкоголь?

- Мы старались взять магазины разного формата: и супермаркеты, и павильоны, - поясняет Мария Рогова. - Важно, чтобы они находились не очень далёко друг от друга -  строить маршрут через весь город не резонно. Фактически, все эти магазины были выбраны случайным образом.

Алкоголь продали «за компанию»

В это время полицейские выходят из «Центрторга» с заполненными документами, и мы отправляемся дальше. Следующим пунктом стала «Росинка» в Коминтерновском районе. Отсюда наша закупщица вышла без алкоголя.

- Не продали, сразу паспорт попросили, - поясняет Наташа.

Идём награждать ответственную продавщицу. На кассе очередь, покупатели удивлённо перешептываются. Продолжая пробивать продукты, женщина поясняет, что у неё дочь примерно того же возраста, поэтому распознать несовершеннолетнюю девушку ей было несложно.

Буквально через дорогу от последнего супермаркета стоит другой сетевой магазин – «Пятью Пять». Решаем зайти и сюда. Вся делегация ожидает девушку сбоку от магазина, чтобы через прозрачные стеклянные двери сотрудники не заметили проверяющих. Результат не заставил себя долго ждать: через пару минут Наташа выходит с очередной бутылкой пива.

- Паспорт спросили? - деловито осведомляются активисты, держа наготове стикеры и фирменные футболки.

- Нет, просто до меня в очереди молодой человек тоже пиво покупал, - поясняет девушка. Когда я подошла она на меня почти не обратила внимания – сразу пробила, за компанию что ли.

Но подобный аргумент не принимается, продавать алкоголь подросткам, даже если до них вся очередь закупается пенным напитком, запрещено. Нужно быть внимательнее.

- Да ей на вид есть 18 лет, - поясняет кассирша, отворачиваясь от камер.

- Нельзя полагаться на собственную интуицию, - парирует ей одна из организаторов акции Светлана Пронькина. – Нужно просить документы.

Сотрудники полиции оформляют документы, а участники акции негромко переговариваются.

- Странно это, обычно в крупных сетях внимательнее следят за законом, - поясняют они. -  А тут в половине магазинов девочке продали пиво.

Отправиться в маленькие торговые точки, где обычно проще купить алкоголь. В специализированной сети «В десяточку» нашей проверяющей отказались продать пенный напиток, а в следующем крупном супермаркете «Зелёный остров» кассир легко отпустила подростку пиво.

Всего по итогам рейда из девяти проверенных магазинов и павильонов продавцы спокойно отпустили пиво школьнице в четырёх из них. Где-то кассиры даже не спрашивали документы, в других местах спрашивали «для галочки», не обращая внимания на даты, написанные в паспорте. За сегодняшний день пять продавцов получили памятные футболки и монетницы – за соблюдение закона, остальные штрафы – по 10 тысяч рублей. Каждому.

Не пропустите самые горячие новости Воронежа и области, подписывайтесь на наши обновления в Facebook Вконтакте Одноклассники Twitter

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Источник:https://vrntimes.ru/articles/obshchestvo/itogi-reyda-v-voronezhe-pivo-detyam-prodayut-v-kazhdom-vtorom-magazine/642