Члены Общественного совета собрались, чтобы услышать о первых результатах исследований, выработать решение по поводу будущих и идущих работах. Но вместо осмысленной дискуссии получилось нечто среднее между митингом и заседанием суда.
Активисты пытались высказаться - их просили выключить микрофоны, когда председатель совета пытался высказать свою точку зрения, его несколько раз перебивали. Всем хотелось донести свою позицию – представителям власти, ученым, правозащитникам. Выслушивать же позиции других, видимо, не входило в сегодняшние планы. К середине заседания представительный совет напоминал балаган. Призывы соблюдать регламент иногда сами его нарушали, создавая еще больший диссонанс. Но все-таки к концу затянувшегося заседания удалось найти хоть какой-то компромисс.
В начале встречи один из членов Общественного совета Константин Квасов рассказал о создании нового сайта, на котором будут публиковаться все новости и документы по проблеме добычи никеля в регионе. Совет проголосовал за то, чтобы на официальный ресурс выкладывали материалы, представляющие разные точки зрения, в том числе в отдельном разделе будут публиковаться материалы СМИ, освещающих проблемную тему.
Председатель совета член-корреспондент Российской Академии Наук, заведующий кафедрой минералогии ВГУ Николай Чернышов отметил, что до сегодняшнего дня УГМК так и не предоставила необходимых для дальнейшей оценки деятельности предприятия бумаг.
- Мы не знаем ни одного документа, - пояснил Николай Чернышов. - Сколько у нас запасов? Сколько нужно проводить исследований? Мы работаем упреждающе: говорим, что экологические риски могут быть такие, меры могут быть такие и т.п.
Члены Общественного совета полностью поддержали идею обращения к УГМК, чтобы представители компании предоставили необходимые документы.
Ближе к середине заседания успокоить ораторов попытался руководитель управления региональной политики облправительства Андрей Марков.
- Вы сказали, что лицензия УГМК уже получена? – удивленно переспросил один из координаторов движения «В защиту Хопра» Константин Рубахин. - Когда об этом стало известно?
- Это публиковалось в прессе еще в начале июля, - смело отрапортовал чиновник.
- То есть у нас уже есть основания отозвать эту лицензию у УГМК? – продолжил Рубахин. – 30 дней с момента выдачи её уже прошли, соглашение с Воронежской областью не заключено, нарушены условия лицензии. Значит её можно отозвать.
Представитель облправительства мотивировал сложившуюся ситуацию тем, что губернатор Алексей Гордеев пообещал жителям Новохопёрска: если народ будет против – разработок не будет. Пока идут исследования, соглашение с областью еще не подписывалось.
Заведующий кафедрой почвоведения и управления земельными ресурсами биолого-почвенного факультета ВГУ профессор Дмитрий Щеглов рассказал о программе анализа фонового состояния окружающей среды в районе месторождений.
- Кто-то заказывает музыку, а мы должны под нее танцевать, - грустно усмехнулся профессор Виктор Бочаров. - Мы разработали план работы по оценке состояния и передали УГМК. Они по какой-то причине его отвергли и оставили только небольшую часть, касающуюся почво-растительного покрова и социальной сферы. Хотя, на мой взгляд, начинать работу нужно с анализа важнейших компонентов среды – подземных вод и сейсмических параметров. Воронежский исторический массив, где расположены месторождения – структура долгоживущая в нестационарном режиме. Малейшее техногенное вмешательство может вызвать активацию сейсмических процессов.
Воронежские учёные считают, что план работ необходимо скорректировать. А самое главное - получить какую-то независимость от УГМК в выполнении этого плана.
- Я сторонник разработки этих месторождений, - продолжает Виктор Бочаров. - Это месторождение уникально. Ему нет аналогов в мире. Во-первых, расположено в обжитой территории. Во-вторых, мы полагаем, что на глубине в несколько километров находятся еще более крупные залежи никелевых руд. Думаю, в этой ситуации ни одна страна бы не отказалась от разработки этих месторождений.
Председатель совета Николай Чернышов отметил, что крайне недоволен самой программой, которую предложил УГМК.
- Первая программа не учитывала огромное количество проблем, - пояснил он.- Тогда было решено, что программу продумает совет, мы её составили, причём включили в нее ведущих представителей почти всех институтов. Эта программа была передана нашим властям, чтобы они передали УГМК для учета окончательного варианта.
Но появилась вторая программа, её сравнили с первой – ничего не изменилось. В последней – уже утвержденной версии – то же самое.
После этого на экраны вывели схемы шахт, которые собирается использовать компания. Собравшиеся в первый раз смогли увидеть хотя бы изображение того, что нас ждёт в недалёком будущем.
- Шахты, которые предлагает УГМК – это смерть! - возмутился Николай Чернышов.
По словам академика, на все исследования по экологии в этом году планируется выделить 12 млн рублей. Когда учёные попытались примерно просчитать, сколько потребуется на это средств, разложили все по процентам, получилось – 75 миллионов рублей. Но оказалось, что биологам УГМК пока выделила лишь 6,2 миллиона. Получается, на такие важные исследования готовы потратить более чем в десять раз меньше, чем они стоят. О каком качественном и объективном анализе может идти речь – не совсем понятно...
Не пропустите самые горячие новости, подписывайтесь на обновления от Интернет-газеты «Время Воронежа» в Facebook Вконтакте Одноклассники Twitter