Воронежский историк Николай Сапелкин выступил для ютуб-канала политика Николая Старикова, где отвечал на вопрос народного единства с Малороссией. Николай Стариков выступил с тезисом о том, что русские и украинцы являются одним народом. Николай Сапелкин уточнил, что Воронежская область является той самой землей, где и те, и другие проживали совместно на протяжении долгого времени. А четверть населения региона происходит из потомков тех, кто давно проживал на территории нынешнего соседнего государства.
Дело в том, что у нас добрая четверть населения происходит из казаков-черкас. Так, 350-400 лет назад называли переселенцев с нынешних территорий Украины. Слово «Украина» тогда не существовало, как таковое. Как территориальной единицы ее не было. Это были земли, которые временно оказались под властью польского короля, входили в состав Речи Посполитой, и у них к середине XVII века началась «руина», процесс схожий с нынешними событиями.
Центральная власть ослабла, шляхта пыталась «охолопить» казаков, превратить их из свободных людей в крепостных крестьян. Казаки поднимали восстания для того, чтобы как-то защитить свои права. После того, как они потерпели поражение, они уходили на спокойные земли Московского царства. Московское правительство принимало этих беженцев со всей любовью и заботой. Они были такими же православными людьми и, самое главное, они себя считали русскими, и мы их называли русскими.
Но, учитывая, что это были новые жители наших территорий, им нужно было дать какое-то свое наименование. Мы их сначала именовали казаками-черкасами. Дело в том, что те казаки, которые пришли из Малороссии (прим. ред. ‒ ряд земель Руси, преимущественно на территории Украины, а также частично России, Белоруссии и Польши), они так или иначе были связаны с этой территорией, нынешняя Черкасская область была когда-то основной территорией проживания днепровских казаков. Потом появилось другое название, которое воспринимается потомками этих казаков, переселенцев с Новороссии шутливо. Название этих людей связано с тем, что у них был оселедец (прим. ред. ‒ чуб, прядь мужских волос), своеобразный хохолок, от которого и пошло название[…]
Дружба между великороссами (прим.ред. ‒ этноним, использовавшееся в отношении северной (северо-запад и северо-восток) группы восточных славян. В XX веке термин утратил правомерность, и в широком употреблении остался только лишь этноним «русские») и малороссами основана на том, что это один народ с определенными региональными различиями. Здесь, на Воронежской земле она была доказана самой 350-летней историей совместного проживания. И сейчас, потомки новороссов являются верными гражданами России, которые с оружием в руках защищают рубежи нашей родины, которые себя от русского народа не отделяют.
Я думаю, что воронежский опыт совместного проживания великороссов и малороссов в единой общности можно использовать и на отдельных территориях нынешней Украины для того, чтобы вернуть русскую идентичность русским людям на юго-западных окраинах нашего русского мира.