Министерство культуры направило в подведомственные ему учреждения документ, напоминающий о вступлении в силу постановления правительства, направленного на дальнейшую, еще более успешную борьбу с коррупцией. В частности, в циркуляре Минкульта сообщается о том, что на работников государственных театров, музеев, цирков распространяются ограничения, предусмотренные законом о противодействии коррупции.
Одно из главных ограничений заключается в том, что в этих учреждениях не могут работать люди, состоящие в близком родстве, «если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому».
Для особо ограниченных людей Министерство культуры культурным языком объясняет, что имеется в виду:
«В целях единообразия применения норм законодательства следует понимать под непосредственной подчиненностью взаимоотношение, при котором предполагается наличие у одного сотрудника права давать другому поручения и задания, а также требовать их исполнения. Под подконтрольностью понимается ситуация, когда в силу своих должностных обязанностей работник обязан контролировать трудовую деятельность другого работника, в том числе в случаях, когда между ними нет прямого подчинения».
Изложено чудовищно, но, в общем, понятно. И так же понятно, когда эта норма распространяется на чиновников, где конфликтом интересов чревато принятие каждого решения.
Но – в театрах?!
Интернет-газета «Время Воронежа», сдерживая себя, решила, что лучше всего циркуляр Минкульта оценят те, кого он может коснуться – руководители воронежских театров.
Художественный руководитель Академического театра драмы имени Кольцова Владимир Петров сразу предположил, как это постановление могло быть применено в классических случаях русского театра, перечислив великие союзы Александра Таирова и Алисы Коонен, Всеволода Мейерхольда и Зинаиды Райх, Игоря Владимирова и Алисы Фрейндлих.
- Или вот в Новосибирском театре директор Александр Кулябин назначил главным режиссером своего сына Тимофея Кулябина, у которого полтора десятка профессиональных наград и номинаций, - перешел к современности Владимир Петров. – Получается, по логике постановления, что один из них должен быть уволен. Либо кто-то должен отречься от родственников.
Такого рода циркуляры, говорит Владимир Сергеевич, забюрократизируют живую жизнь.
- Чиновники, - рассуждает главный режиссер, - ставят параграф выше человеческой судьбы и жизни.
Что касается борьбы с коррупцией, то Владимир Петров говорит:
- Нашли где коррупцию искать – в театре. Я каждый год пишу длиннейшие, подробнейшие отчеты о том, куда и сколько было потрачено театром. Подозревать режиссеров в том, что они за мзду дают актеру роль, с которой тот не справляется, может, наверное, только чиновник, в среде обитания которого полномочия зачастую распределяются именно таким образом.
Художественный руководитель Воронежского театра оперы и балета Андрей Огиевский выразился по поводу министерского документа деликатно:
- Тут важно не впадать в крайности. Если худрук приводит с собой в театр родню, назначая одного начальником буфета, другого – заведующим парковки, это, конечно, кумовство, это недопустимо.
Как и Петров, Андрей Огиевский обратился к союзам, знаменитым в его отрасли:
- Но с другой стороны, совместное творчество Юрия Григоровича и Натальи Бессмертновой, Владимира Васильева и Екатерины Максимовой, Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской обогатило и отечественную, и мировую культуру. Бывает, когда семья является продолжением творческого союза, а бывает и наоборот – когда творческий союз стал продолжением союза семейного. Поэтому я и считаю, что в этом вопросе необходимо избегать любых крайностей.
А вот художественный руководитель Камерного театра Михаил Бычков в своем комментарии был публицистичен:
- Большинство инициатив, которые исходят в последнее время от Министерства культуры, на мой взгляд, никакого отношения к совершенствованию культурного процесса не имеют. Это некомпетентное и часто недальновидное чиновничье творчество. Слава богу, что большинство театров России и воронежские театры к Министерству культуры прямого отношения не имеют и от исполнения этих инициатив свободны. Циркуляр по борьбе с коррупцией, полученный от министерства, крупные руководители которого находятся под следствием по подозрению в совершении коррупционных преступлений, анекдотичен и безнравственен. Этим людям должно быть стыдно открывать рот в адрес театров и музеев. Искоренять коррупцию в театрах, когда страна погрязла в миллиардных откатах, - это цирк и форменное безобразие.
- Я думаю, что эта однозначно глупая инициатива будет пресечена и до практической жизни не дойдет, - выразил надежду Михаил Бычков.
Да, редакции известно, что театры города не входят в число учреждений, напрямую подведомственных Министерству культуры. Но мы также знаем, что живем в стране вертикали, где всякая начальственная дурь имеет обыкновение спускаться сверху донизу в незамутненном виде. Придет такая же бумага из Минкульта в воронежский департамент культуры – и что делать? Разгонять труппы, где многие друг с другом так или иначе состоят в родственных отношениях?
Что делать нашим худрукам, если от них потребуют исполнения циркуляра? Этот вопрос редакция адресовала председателю Общественного совета при департаменте культуры Воронежской области, искусствоведу, профессору Брониславу Табачникову.
- Я им посоветую, - сказал Бронислав Яковлевич, - ответить так: мол, там, где это не касается творческих процессов, мы примем меры. Но там, где родственные связи очевидно обогащают творческие процессы, мы никаких мер принимать не будем.
У профессора Табачникова есть и еще совет – министру культуры Владимиру Мединскому:
- Пусть он с этим циркуляром подойдет к руководителю МХТ имени Чехова Олегу Табакову и потребует, чтобы тот подал на развод с Мариной Зудиной – ведущей артисткой того же театра. Советую министру внимательно выслушать, что ему скажет Олег Павлович, и после этого уйти по любому, указанному Табаковым, адресу.
А, в общем, печально, что в наших министерствах и ведомствах полагают возможным извести коррупцию самым тупым на свете оружием – циркуляром. Тупым во всех смыслах.
Автор: Герман Полтаев