Какая прелесть эти праздники, как говорил классик. Только мы смогли устроить международный день в своем календаре так хитро, что никто в мире долго не мог догадаться, что он международный.
Цифра «восемь»,сколько себя помню, всегда занимала почетное место в календаре. «1», «7», «8» - этот ряд был священной нумерологической тантрой для советского человека. 1 мая, 1 января, 7 ноября, 8 марта его серые будни расцвечивались всеми цветами праздника и служили, ни больше, ни меньше, вехами жизни. К этим дням приурочивали признания в любви и другие важнейшие дела.
Но чтобы стать в один ряд с праздником Революции и Днем международной солидарности, женский день должен иметь такое же высокоидеологическое наполнение.
Когда-то он и был таковым. В дни, когда мы в детсаду разучивали песню «Сегодня мамин праздник..." и рисовали на листочках, как нам казалось, сирень, еще можно было услышать имена Клары Цеткин и Розы Люксембург. Этот день пришел из эпохи грез о мировой революции- как и Первомай.
Но лозунг мировой революции стал неактуальным. Как говорил старый лорд своему камердинеру, концепция изменилась, Джон, тазика уже не надо.
Таким же пустым звуком звучали в СССР слова о борьбе за права женщин. Российская женщина никогда не сомневалась в своих правах. Она имеет право на труд -и на укладке асфальта, и дома, и в огороде. В такой ситуации право на отдых решалось само собой.
И пусть, пусть праздник не признавали международным – значит, там, за бугром, у женщин есть проблемы с равноправием. Как и у негров.
Более того, наступил момент, когда российская женщина засомневалась: не слишком ли много прав – по сравнению с мужчинами, у которых даже праздника своего нет.
Именно это ощущение несправедливости и побудило женщин постепенно сделать из Дня Советской Армии - День Российских Мужчин.
И- настаиваю!- именно женщины для гармонии импортировали католический День святого Валентина.
Правда, на этом стратегически важном поле опять развернулась идеологическая борьба. Нашим ответом Западу стал День Петра и Февроньи! Слабеньким, запоздалым ответом – но люди стали и его праздновать! Наряду с «валентинками» появились «февроньки». Не бывает мало поводов сказать о своей любви.
Заметим: если раньше идеологическая борьба шла на пути очищения от религиозной составляющей, то теперь религиозные корни отчаянно пытаются опять приживить к стволу праздника.
Праздники стали ареной борьбы – и в результате размножились, как элементарные частицы при столкновении протонов.
Отобрали у народа Новый год – потом вернули. В результате всей этой суеты у нас празднуют и Новый год и аж два Рождества. Пытались заменить Пасху Первомаем – в результате успешно имеем и то, и другое. Вместо Покрова подсунули 7 ноября – так мы празднуем и 7-е, и Покров. Вместо 7-го сделали 4-е ноября – так празднуем и 4-е, и 7-е, и Покров. Лишний праздник в нашем календаре, как говорится, не помеха.
Да разве ж когда-нибудь русский народ откажется от лишнего праздника? Да ни в жись! Мы стали обладателями самого толстого календаря, самого большого пакета выходных дней в мире - но все равно никак не можем успокоиться.
Хотя, если разобраться, в этой круговерти праздников можно угадать лишь несколько основных языческих, а может, и доязыческих праздников. Праздник осеннего угасания, Праздник весеннего возрождения, День женщин, День мужчин, День любви и…все!
Остальное – вариации на вечные темы.
P.S. Пока писал колонку, узнал еще об одной женской праздничной инициативе. Олигарх-общественница Наталья Якунина представила в Госдуме инициативу об установлении 1 июня «Дня детей и родительского счастья». Новый праздник призван объединить в себе идеи и ценности Международного дня защиты детей и Всемирного дня родителей, которые не закреплены (о, упущение!) в официальных календарях.