В свое время в газетах была очень популярной рубрика «Журналист меняет профессию» (социологи в этом случае говорят о методе включенного наблюдения): до революции в этом жанре был знаменит Владимир Гиляровский, в двадцатые-тридцатые годы – Михаил Кольцов и Лариса Рейснер, в шестидесятые-восьмидесятые – Геннадий Бочаров… И когда мне предложили баллотироваться в Госдумы по списку «Партии Роста», я согласился еще и потому, что медиапедагогу и медиаисследователю поучаствовать в выборах в качестве кандидата – большая удача. Ведь если раньше я смотрел на процесс извне, то теперь познакомился с ним, как говорится, изнутри.
Для положительного ответа были и другие резоны: на протяжении многих лет я так или иначе имел отношение к деловой жизни общества. Еще в 1980-е годы редактировал «Уфимскую неделю» – очень популярный в Башкирии еженедельник, позже работал в издании «Деловой человек». Уже в Воронеже редактировал «Утюжок» (рекламно-информационное приложение к «Воронежскому курьеру»), а затем – первую деловую в ЦЧР газету «Инфа». То есть, не понаслышке знаю, что такое маркетинг и менеджмент: с 1990-го года руковожу кафедрами – сначала кафедрой теории и практики журналистики, затем кафедрой средств массовой коммуникации и рекламы, сегодня – кафедрой рекламы и дизайна. К тому же декан теперь – это, прежде всего, менеджер…
Кто-то скажет: вот оно что, здесь был лишь личный, а не общественный интерес. Отнюдь. Меня привлекли именно приоритеты партии (сильное социальное государство с обновленным институтом управления; честный отечественный, в том числе средний и малый, бизнес; новая индустриализация; самодостаточное сельское хозяйство; разумная политика взаимоотношений с Западом), перспектива отстаивания различных свобод (информационного пространства и интернета; политического и общественного выбора и убеждений; личной экономической активности; жизненного пространства). Понравилось, что в программе «Партии Роста» говорилось о поддержке человека дела, ориентированного на успех, на достижение поставленной цели, которым, кстати, может быть не только предприниматель, владелец бизнеса, но и ученый, рабочий, человек, сам организующий свой труд в «гаражной экономике», учитель, врач, человек искусства – артист, режиссер, музыкант и т.д.
Будучи реалистом, я прекрасно понимал, что образованная весной партия на высокий результат вряд ли рассчитывает. Да и заявлять ей о себе пришлось в летнее отпускное время…
К тому же если в Воронеже предпринимательство развивается, то на селе для этого нет никаких условий, а значит, даже самая верная программа действий для крестьянина остается лишь словами…
Мне интересно было участвовать в дебатах, хотя, строго говоря, это были всего лишь радио- и телемонологи. Но высказаться мог каждый.
Наблюдая за участниками, я еще раз убедился, что политик – это особая профессия. Испытанные политзубры абсолютно свободно держались перед камерой, выбирая убойные, порой самые свежие факты, успевая пускать стрелы в прямых оппонентов. Я – человек эмоциональный, и, возможно, не смог бы так спокойно, как некоторые, реагировать на порой абсолютно надуманные обвинения, правда, мне хватило и интернет-полемики…
Кампания послужила хорошим уроком. В том числе и в отношении пусть мелких, но ошибок. А главное, теперь я еще лучше понимаю, почему нас, журналистов, порой не просто не любят, но даже ненавидят. Потому что столкнулся и с полуправдой, и с откровенной ложью (чего стоит лишь заголовок в одном интернет-издании «Студентов Воронежского университета вынудили агитировать за Партию Роста»).
Но в то же время приходит мысль: ну, ладно, я непрофессиональный политик, для меня это разовый опыт, а ведь «выборные зубры» даже ищут такие ситуации, чтобы получить дополнительную известность. Мне-то пиар не нужен, но те, кто стал цепляться по мелочам, пиарил себя и… – новую партию, которой теперь впору их грамотами наградить.
И еще. Некоторые ругают социальные сети почем зря: здесь и пиарятся, и нижнее белье трясут, и грязь льют… Но с другой стороны, чем хорош тот же «Фейсбук»? Достаточно пройтись по лайкам, чтобы узнать, кто есть кто, проверить на человечность. Читаешь: мед льет, а за спиной тесак держит. Причем этот «смелый теленок», понятное дело, не «с дубом бодается», а с тем, кто будет вести с ним интеллигентный спор, и только. Такая показная смелость...
Автор: Владимир Тулупов