По интересному совпадению с разницей в пару дней об ИЛ-96, красе и гордости воронежского машиностроения заговорили два федеральных персонажа. Один из них – депутат Госдумы от Воронежской области, лидер партии «Родина» Алексей Журавлев. Другой - глава Минпромторга Денис Мантуров.
Ни одному из них у нас нет оснований не доверять.
Алексей Журавлев, как известно, недавно организовал в Воронеже круглый стол по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса – с приглашением видных ученых и промышленников. Общий настрой разговора он сам обозначил как военно-лоббистский. И, соответственно, из всей авиационной темы выделил планы Минобороны по обновлению – с помощью воронежского авиазавода - парка самолетов-топливозаправщиков. По его словам, такая модификация (Ил-96−400ТЗ) по своим параметрам значительно превзойдет эксплуатирующиеся ИЛ-78М. Вопрос вроде бы решенный: за 10 лет новый топливозаправщик, грузоподъемный и дальнемагистральный, заменит устаревшую модель. Минобороны РФ уже строит планы на закупку 30 топливозаправщиков, а есть немалая вероятность, что новой машиной заинтересуются в армиях других стран. Тем более, что топливозаправщик легко переделывается в обычный транспортник. Ну как обычный: на 92 тонны.
Чуть раньше вице-премьер Дмитрий Рогозин заявлял по поводу этого же проекта: мол, поскольку мощности Воронежского авиазавода практически полностью заняты обслуживанием других заказов, то на заводе появятся дополнительные рабочие места.
Но сколько же их понадобится, этих рабочих мест, если будет реализована еще одна задумка – минпромторговская!
О планах министерства по выпуску до 2025 года гражданских самолетов, разработанных ОКБ имени Ильюшина, подробно рассказала газета «Коммерсант», имеющая доступ к первоисточнику - Денису Мантурову. По буквальным цитатам из речей министра, на производство дальнемагистральных Ил-96-400М воронежской сборки, по поручению президента Путина, будет выделено 50 млрд руб.
Но и это еще не все. Будет также реанимировано производство турбовинтовых Ил-114 для местных линий – и на них также выделят 50 млрд, и в реализации проекта также примет участие ВАСО.
Цифры, правда, подозрительно круглые. Видимо, взяты с запасом. Они должны покрыть сертификацию, завершение ОКР и запуск производства.
А недавно Объединенная авиастроительная корпорация проинформировала, что в правительстве рассматривается вопрос о разработке воздушного пункта управления третьего поколения. И в качестве носителя будет использован доработанный самолет Ил-96-400.
«Самолет судного дня» тоже могут произвести в Воронеже!
Это называется, не было ни гроша, да вдруг алтын. Руководители предприятия пребывают пока в небольшом замешательстве и воздерживаются от конкретных комментариев. Их заявки и чаяние сбываются с неожиданным ускорением. Импортозамещение может обрушиться на ВАСО со всей силой. Хватит ли ресурсов нашего, среднего по отраслевым меркам, завода, чтобы произвести целый флот новых машин?
А может, как чаще бывало в прошлом - не сбудется ниченго?
Но в пресс-службе рассуждают: скорее всего, первыми взлетят все-таки машины военного назначения. Для гражданских не очень ясны коммерческие- перспективы.
Похоже, политики с чиновниками немного торопят события. Одни – чтобы успеть отработать тему в преддверии выборов, другие – отчитаться перед президентом о том, что его поручение уже выполняется.
Решение о том, кто будет собирать ИЛ-114, будет принято Объединенной авиастроительной корпорацией только через неделю. По пассажирскому Ил-96-400М предстоят еще большие конструкторские работы. И потребуется ли для него перевооружать производство, зависеть будет от объема заказов. Если производить, как сейчас, один-два лайнера в год – не потребуется.
Единственное, в чем не сомневаются заводчане, – это в том, что ресурсов хватит под любую программу. Мало кто верил, что удастся произвести 14 самолетов в минувшую двухлетку – но она успешно выполнена, даже не смотря на «украинский фактор». Было бы, как говорится, здоровье. В данном случае – финансовое.
Автор: Лев Рыбкин