Программа спасения малого бизнеса практически провалилась. Примерно так истолковали воронежские предприниматели итоги заседания рабочей группы по малому под руководством помощника президента Игоря Левитина.
Согласно протоколу заседания, обнародованному газетой «Коммерсант», не выполнено 16 из 21 поручений президента, данных по итогам Госсовета по малому бизнесу в апреле 2015 года. Но, скорее всего, цифра невыполнения гораздо больше.
Второе пришествие Бравермана
Госсовет, которому пророчили этапную значимость в деле поддержки малого бизнеса, состоялся 25 апреля 2015 года. Предпринимательская общественность с воодушевлением обсуждала первые шаги по исполнению двух десятков поручений президента. Возникла даже лозунговая идея: «Малый бизнес – российская национальная идея»
Самое заметное: была создана Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства, ее возглавил Александр Браверман, именем которого долгое время называли наши новозастроенные участки по улице Шишкова («Бравермановские земли»)- в знак сомнительной заслуги по выводу территорий из пользования ВГАУ на растерзание застройщикам.
До создания Корпорации МСП поддержкой малого бизнеса занималось в основном Минэкономики (программа поддержки на этот год оценивается в 18,5 млрд руб., на 2016 год — 12,8 млрд руб.), но без особых успехов.. За последние десять лет в России не было зафиксировано существенного роста доли малого и среднего бизнеса в ВВП. Его доля, в отличие от других стран, продолжает «топтаться» на 20–25%.
В Воронежской области, по официальной статистике, 29% экономики – в секторе МСБ. Пять лет назад в отчетах фигурировала цифра 30%.
- Не заметно пока подвижек и при Корпорации, - поделился наблюдением руководитель воронежской «Опоре» Сергей Наумов. – Представители приезжали в Воронеж, делились планами. На мой взгляд – слишком большой массив задач взялись решать разом – вместо того, чтобы разбить программы на небольшие блоки.
Пятый элемент
Второй шаг: повышена до 3 млн руб. предельная сумма займа, предоставляемая малому бизнесу микрофинансовыми организациями. Третье: продлено до июля 2018 года право выкупа у государства арендованной недвижимости. Четвертое: введен мораторий до 2019 года на повышение неналоговых платежей МСП. Впрочем, в воронежской "Опоре" выполнение последнего пункта считают лишь частичным: выявлено более 70 разного рода скрытых поборов, а заморозка коснулась лишь нескольких из них.
Пятое поручение, которое считается исполненным и снятым с контроля - «подготовке предложений по увеличению порогов применения специальных налоговых режимов». Сегодня упрощенную систему налогообложения имеют право применять микропредприниматели, чьи доходы за год не превышают 60 млн рублей. Бизнесмены просили поднять до 120 млн– Минфин не согласился. Москвичи расстроились, а воронежские микробизнесмены только рассмеялись: у абсолютного большинства из них бизнес далеко не дотягивает до 60 млн.
Однако этот пункт попал в графу «Исполнено».
30 котельных – и у каждой свои нюансы
Ну и все. Пальцы все загнули. Среди невыполненных обещаний ,например, осталось
«Создание упрощенных условий ведения бизнеса для самозанятых граждан (срок — 28 мая 2015 года)».
- Речь о патенте, который включает в себя 64 вида деятельности, но чаще всего са мых малосущественных, вроде поката коньков и велосипедов, - уточнили в «Опоре» региона.
Не разработаны и не утверждены правила подключения МСП к коммунальным сетям (срок — 15 августа 2015 года).
- Нет единых правил игры, - посетовал Наумов. – Если подключаешься к электросетям с мощностью до 15 кВТ - все четко и понятно. Если предприниматель заявляет большую мощность - его могут ожидать сюрпризы. Каждый регион, каждый оператор норовит выдумать свои правила. То же и в теплоэнергетике. В городе 30 котельных – у каждой свои нюансы подключения.
Нет пока Стратегии развития малого бизнеса, не создан реестра субъектов МСП, не подготовлены поправки в уголовный кодекс, защищающие не слишком проштрафившихся бизнесменов – но это все бумажные дела, которые воронежских предпринимателей мало волнуют.
"Обсуждение показало, что нарушение сроков исполнения поручений в значительной степени связано с отсутствием механизма согласования позиций органов власти и бизнес-объединений при подготовке решений задач, поставленных в перечне поручений",— говорится в протоколе.
«Мины» замедленного действия
Почему же дорогостоящие майские указы президента, которым вот-вот исполнится четыре года, исполняются любой ценой, а апрельские поручения, почти не требующие инвестиций, - ни шатко ни валко?
Кажется, именно из-за этого. Виновными в развале бизнес-программы признается «отсутствие механизма согласования», а также недисциплинированные «мины» - Минэкономики, Минфин, Минтруд, Минстрой, МВД и ФАС.
А кто, в случае чего виновен в срыве социальных майских указов? Лично губернатор, лично министр. Выговоры за срыв циркуляров получали министры Олег Говорун, Дмитрий Ливанов, Максим Топилин. Должностью поплатились губернаторы Челябинской Брянской областей области и Забайкальского края. После очередного «разбора полетов» свой пост покинул вице-премьер Владислав Сурков, курировавший контроль над исполнением указов.
Если бы не украинский кризис, который все списал, список жертв мог бы быть в разы длиннее.
А кто пострадал за развал бизнес - программы?
У нее на местах даже ответственных нет – и пострадать «за малых сих» некому.
Автор: Александр Саубанов