«Остро назрел вопрос о принятии комплекса мер по прекращению установившейся практики оснащения российских авиаперевозчиков в основном иностранными самолётами и замещению их новыми разработками отечественного авиапрома». Такова главная идея вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина, под знаком которой прошло первое в истории заседание Авиационной коллегии.
Похоже, именно под эту идею в декабре прошлого года и создавалась Коллегия. Не видя убедительных успехов отечественного авиапрома в конкурентной борьбе с западными титанам, правительство решило немного помочь «нашим» привычным административным ресурсом.
Дмитрий Рогозин привёл статистику, согласно которой Россия в значительной степени зависит от зарубежных производителей авиатехники, сообщает пресс-релиз федправительства. По словам вице-премьера, ежегодно в России производится около 30 пассажирских самолётов, в 20 раз меньше, чем производство Airbus и Boeing. И текущие закупки перевозчиков - сплошь Эрбас и Боинг. В первую очередь это касается больших «флагманских» судов. Закупки отечественных дальнемагистральных самолётов, в том числе Ил-96-300 воронежского производства, практически прекратились. Парк отечественных перевозчиков на 80% состоит из иностранной техники.
И, можно подумать (а можно и впрямь подумать), что авиаимпорт лоббируют наши же чиновники и депутаты: большинство иностранных самолётов ввозится с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов. «В 2012–2014 годах сумма, которую мы заплатили по льготам иностранным авиационным производителям, составила 145 млрд рублей, кроме того, зарубежным компаниям перечисляются платежи за лизинг, техобслуживание и ремонт самолётов, сумма которых в 2015 году составила около 225 млрд рублей", - привел Рогозин впечатляющие цифры.
И в этом вице-премьер, курирующий «оборонку», видит немалую стратегическую опасность: ведь переданные в лизинг иностранные самолеты не могут выполнять задачи мобилизационного резерва. В случае военной опасности они будут отозваны их владельцами, а находящиеся в собственности авиакомпаний зарубежные воздушные суда сняты с технического обслуживания.
Бороться с засильем Запада предполагается в первую очередь очередными денежными вливаниями. В 2018–2019 годах на модернизацию воронежских Ил-114-300 и Ил-96-400М, как уже сообщала интернет-газета «Время Воронежа», будет выделено около 40 млрд рублей».
Хорошо, но не мало ли – по сравнению с сотнями миллиардов в импортном секторе?
Весной нынешнего года, как обещают, вылетит первый «самолет будущего» МС-21, будет развиваться программа Sukhoi Superjet 100. Во всех этих проектах участвует по кооперации ВАСО. Так что концепция импортозамещения , рассчитанная на 10-15 лет, сулит воронежским строителям новые заказы.
Автор: Лев Рыбкин