Почему-то автолюбительская общественность дружно ожидала, что 1 апреля в России вступит в силу обновленный регламент по надзору за безопасностью дорожного движения. Проект документа с 31 января по 1 марта «висел» на Едином портале размещения информации, как пояснялось для обсуждения общественностью.
Где взял, туда и верни
В такой короткий срок «общественность» ухитрилась не только почистить документ от разного рода дублирующих норм, согласовать некоторые пункты с положениями Административного Кодекса, но и внести серьезные добавления. Например, «В целях реализации полномочий полиции по охране общественного порядка в условиях сокращения штатной численности исключена норма, запрещающая останавливать транспортные средства для проверки документов вне стационарных постов»
То есть, автолюбители сами попросили: останавливайте нас почаще, и не только на постах, но и у любого куста!
И еще буквально одно добавление по существу: если полицейский возил водителя на алкогольное освидетельствование куда-нибудь на пост ДПС или в отделение, а опьянения не выявлено, инспектор обязан «препроводить лицо к месту отстранения от управления транспортным средством».
Это положение действительно могло появиться под влиянием общественности. Потому что часто и везут водителя куда-нибудь за тридевять земель с одной целью: чтобы он, рискуя потерять многие часы на дорогу и процедуры, попробовал с инспектором договориться по- хорошему.
А остальное в регламенте останется без изменений. Ориентировочно, теперь эти новинки окончательно утвердятся к лету.
Дирижабли и права на цепочке
Самое интересное в нем – главы, посвященные общению водителя и инспектора. Общение в вольном стиле «командира» и «брата» отменяются. Если водитель предлагает "решить вопрос на месте" - значит, «склоняет сотрудника к злоупотреблению служебным положением». В этом случае инспектор обязан будет уведомить о предложении вышестоящие органы.
Вообще-то это требование действующего закона. Так же, как и запрет снимать номера.
При определении же размера штрафа инспектор ГИБДД теперь может руководствоваться "биографическими данными" нарушителя – возрастом, местом жительства и даже имущественным положением.
Как выразить в рублях штраф для бедного юноши или богатого старика – непонятно, но что-то коррупциогенное в этой норме есть.
Впервые документально зафиксировано право водителя "приводить контраргументы" и "ставить под сомнение доказательства" ГИБДД. Это говорит о том что до сих пор водитель был даже формально бесправным и бессловесным. И изменится ли это на практике- большой вопрос.
Четкими и полностью понятными являются два пункта.
Инспектору запрещено брать у водителя документы с так называемыми "удерживающими устройствами": некоторые водители пристегивают удостоверения к своим автомобилям цепочками или шнурами. Если же водитель отказывается отстегнуть права, инспектор может счесть это "неподчинением требованиям полицейского" со всей вытекающей ответственностью.
И второе Если по действующему законодательству Им можно было использовать аэростаты, дирижабли и мотодельтапланы, а с завтрашнего дня можно будет задействовать и дрон-беспилотник.
Не надо реформ?
Кстати, до 2014 года Росгосстрах проводил опросы водителей, смысл которых состоял в том, чтобы хоть приблизительно понять, сколько же в среднем инспектор ГИБДД получает денег от поборов. По итогам 2008 года Воронеж занял четвертое, а по итогам 2013-го – третье место по «взяткоемкости»: по мнению опрошенных водителей, у нас инспектора соглашаются на взятку в 40% случаев. В последние годы опросы почему-то не проводились. Росгосстрах полностью переключился на борьбу за повышение страховых премий.
Не удивительно, что появились слухи (и интернет-газета «Время Воронежа» тоже их обсуждала) о реформе ГИБДД – якобы это ведомство будет сливаться, с патрульно-постовой службой, как это и было в прошлом веке. Отставка главы Госавтоинспекции Виктора Нилова подогрела эти слухи. Тем более преемника-то ему не подобрали!
Но министр внутренних дел Владимир Колокольцев логично объяснил освобождение Виктора Нилова его пенсионным возрастом, а СМИ попросил не муссировать слухи. И так резко, как будто реформа – настоящая реформа - ГАИ действительно не нужна.
Мы, может, помечтать хотели.
Автор:Лев Рыбкин