В эпопее под названием «Подземный переход» наметился новый поворот. Группа предпринимателей обратилась в региональное отделение Общероссийского народного фронта, где рассказала о нюансах проблемы, которые пока не стали достоянием широкой общественности.
Откуда «шанхаи» растут
Как уже сообщала интернет-газета «Время Воронежа» администрация города вручила предписания местным предпринимателям о том, чтобы они добровольно до 1 июля должны демонтировать свои павильоны. Объект будет отдан его в концессию по итогам конкурса. По мнению администрации, только концессия даст гарантию, что в подземном переходе соблюдаются современные требования безопасности.
Директор ООО «Подземный переход» Владимир Тарабанов и трое его товарищей-активистов рассказали что подземное предпринимательское сообщество далеко не так однородно. Есть три фирмы, которые занимают встроенные «в землю» помещения и имеют на них «зеленки» – это ООО «Ольга», «Тверь», ИП Никулин. Белая, так сказать, кость подземного предпринимательства. «Средний класс» - владельцы нестационарных объектов – киосков. И наконец, «пролетариат» - лоточники, расположившиеся со своим пестрым товаром вдоль стен, а то и на самом проходе.
- Согласитесь, именно этот «шанхай» вызывает в первую очередь раздражение и горожан, и властей, - сказал председатель Ассоциации предпринимателей Евгений Плотников. - Если бы это безобразие так не бросались в глаза, до реконструкции, может, еще несколько лет дело не дошло бы. Но самое интересное, что этого «шанхая» уже почти три года как не должно быть.
Судя по документу, которые активисты передали экспертам ОНФ, это действительно так. В 2004 году администрация мэра Бориса Скрыннникова предоставила в аренду фирме, «Ольга» (считается активом Сергея Федорова, владельца неоднозначно знаменитой фирмы «Брат») 210 квадратных метров пристенной площади «для размещения выносных торговых стендов» - из расчета 483 рубля за метр в год.
К слову, именно после заключения этого договора скандально известный предприниматель Федоров начал работать в мэрии начальником управления потребительского рынка, промышленной политики и предпринимательства. Мэр Борис Скрынников, объясняя назначение, заявил: «Он знает, где можно своровать деньги, а где можно взять и принести в бюджет».
Виртуальные стенды и реальные деньги
Но, похоже, десятилетний договор с «Ольгой» № 4-199-04 (имеется в распоряжении редакции) нарушался с первого дня, поскольку он запрещает субаренду, а продавцы очков и сувениров – типичные арендаторы.
Более того, 1 мая 2014 года действие договора закончилось, и никаких законных оснований для работы «выносных стендов» не осталось. Кому же тогда продавцы очков платят деньги за «никогда не существовавшую» аренду?
Впрочем, формально сегодня и предприниматели – киосочники не платят арендной платы. Просто перечисляют деньги в некие благотворительные фонды.
- Причем если до 2015 года платили 100 рублей в месяц за квадратный метр, теперь – 300, - уточняет индивидуальный предприниматель Елена Щепкина.
«Фронтовики» пришли в замешательство. Получается, и предприниматели, и мэри, враждуя, при этом находятся в сговоре, позволяющем деньгам уходить мимо бюджета и контроля КСП?
Переходный момент
Ни одно наступление городских властей на сложившиеся структуры малого предпринимательства - рынки, сети киосков и т.п. – не обходилось без ожесточенного сопротивления бизнес-пролетариата.
А здесь тем более обидно. Ведь все начиналось более-менее по-хорошему. - В мэрии нам тогда сказали: для реализации своего проект создайте некоммерческое партнерство, - поясняет Владимир Тарабанов. – Мы создали НП «Подземный переход». Потом говорят: нет, поскольку речь о финансовых инвестициях, надо создавать ООО. Мы создали ООО «Подземный переход».
- Мы прорабатывали варианты реконструкции. Капитальной перестройки в переходе провести невозможно, - рассуждает хозяйка ИП Щепкиной. Сделать канализацию, новую проводку– это реально, в этом сами предприниматели заинтересованы в первую очередь. Эстетику навести – нет проблем: плиткой можно облепить и пол, и потолок, светильники организовать. Но киоски – это все равно то же стекло и тот же металл. Сектор НТО не может измениться радикально.
- Все цифры экономического обоснования, которые сегодня озвучила администрация, изначально фигурировали в нашем плане из нашего плана, - с обидой утверждают активисты. Сколько бы мы ни проработали под землей, участвовать в конкурсе будем на общих основаниях.
Но в честный конкурс «на общих основаниях» активисты не верят.
Там, где спорят деньги, нет места закону
За ними нет свободных денег. Предприниматели предлагают долгий посекционный путь, когда одна секция реконструируется, а пять других – зарабатывают деньги на реконструкцию. В год таким образом они обещают вкладывать в проект 15-20 миллионов, за три года реконструкции – миллионов 60 (что и впрямь соответствует муниципальным ориентирам).
Но немедленно появился и конкурирующий проект ООО «Ольга». Он тянет уже на 150 миллионов, которые готов хоть завтра готов выложить инвестор - и даже расширить площади встроенных помещений. Но копать придется в сторону Цирка, фактически – опять тревожить кладбище. Да и земля там – федеральная.
Как бы то ни было, получив апреле 2016-го «зеленку» на переход, мэрия оказалась последней в кругу фактических совладельцев – ООО «Ольга», ООО «Тверь», ИП Никулин. Именно у тех, кто успел застолбить свою подземную площадку - огромное преимущество. Они могут заблокировать по суду любой проект, с ними город вынужден договариваться, тогда как остальных может просто выгнать на солнечный свет.
- Мы могли посоветовать активистам только одно – вернуться в правовое поле, - прокомментировал руководитель исполкома реготделения ОНФ Олег Вельможин. - У предпринимателей много эмоций, но нет хотя бы консультирующего юриста. Отказаться от сомнительных схем, призвать при необходимости, на помощь полицию и прокуратуру – и этого, возможно, будет достаточно, чтобы начать переговоры с чиновниками если не с чистого листа, то с более сильных позиций.
Автор: Александр Саубанов