Кажется, четырехлетняя холодная война между госавтоинспекцией и страховщиками закончилась. Начинается подготовка к горячей стадии боевых действий.
Примерно так, по нынешней милитаризированной моде, можно истолковать предложение МВД - лишить Российский союз автостраховщиков части функций по контролю состояния российского автопарка.
По-простому говоря, техосмотра.
Один в один
В Воронежской области, где зарегистрировано 700 тысяч транспортных средств, - один из самых крупных автопарков России, и рынок услуг техосмотра составляет здесь – легко прикинуть - порядка 700 миллионов рублей. Это денежный поток, который давно потерял границы статуса между «личным» и «государственным», контролировать его – голубая мечта каждого ведомства, коммерческого предприятия и даже государственного учреждения.
«Текущая схема, при которой техосмотр контролирует только РСА, приводит, к массовой фальсификации данных, дискредитации института технического осмотра и, как следствие, к росту аварийности», - комментируют авторы законопроекта в пояснительной записке.
Интересно, что такими же словами аргументировали и инициаторы сегодняшней схемы, которая с энтузиазмом обсуждалась четыре года назад.
- Сфера техосмотра «оказалась слишком коррумпированной», а органы МВД не желают терять доходы от ТО, - убеждал тогда общество член правления Российского союза автостраховщиков Дмитрий Маркаров. - Поскольку стоимость техосмотра, установленная тарифами, значительно ниже рыночной, то доход и покрытие убытков достигается техосмотром «на бумаге», и это имеет совсем другую цену.
Профанация и продажа
Прошло четыре года, и что мы видим: крупнейшая в Воронеже ассоциация страховых брокеров объявляет «антикризисное предложение»: прохождение техосмотра снижено с 1000 до 600 рублей, и вместе с оформлением ОСАГО процедура займет 15 минут.
Владимир Верзилин, поставивший всероссийский рекорд пребывания на посту главного регионального автоинспектора, сегодня будучи в отставке, только укрепился в своем мнении о необходимости «возвращения техосмотра в сферу компетенции автоинспекции.
- Царит профанация и банальная продажа неоказанных услуг.
В годы, когда Верзилин был у кормила регионального ГАИ-ГИБДД, левая услуга была гораздо более недоступной. Люди по 8 часов стояли в очередях на пункты осмотра - и их могли развернуть назад из-за сгоревшей лампочки.
Услуга была более недоступной и потому – более дорогой.
Разврат царил такой, что правительство готово было пойти на полную отмену техосмотра – по примеру некоторых европейских стран.
Короли и капуста
Говорят, на планете Земля иногда полюса меняются, но никто этого не замечает. Автолюбителю, по большому счету, все равно, кому платить - ответственности за состояние автомобиля с него никто не снимает.
- Дай Бог, если процентов 10-15 водителей сегодня проходят техосмотр, - рассказал председатель воронежского НКО «Эксперт-автолюбитель» Сергей Тихонов. – Да и оставшихся техники досматривают вполглаза – и эти ведь могут уйти к страховщикам, которые продают полисы прямо с диагностическими картами. Более того, можно купить даже пароли Центров техосмотра – так что внести данные о якобы проведенной диагностике может даже сам хозяин машины. Распространение диагностических карт вышло из-под контроля РСА.
Хуже всего, что вернуть в законные рамки рынок уже не удастся: его участники уже отработали за долгие годы все возможные лазейки и обходные маневры. Ни один проверяющий все не учтет. Да и кто кого будет контролировать- «скомпрометированное» РСА – «прогнившее» ГИБДД или наоборот?
Такое впечатление, что все, кто не прикасается к теме техосмотра, впадают в порок. Как у Ильфа и Петрова: никому в голову не приходит кататься на машине за честно заработанные деньги.
Диагноз неблагоприятный
В 2012 году инициатором передачи был тогдашний президент Дмитрий Медведев. И гаишники, парализованные страшной и ужасной полицейской реформой, пикнуть не смели – только в некоторых регионах были отмечены инциденты на грани мордобоя – ну это лишь отдельные служители порядка, и не от злобы, а от бессилия.
Ну а теперь, когда Медведев не президент, а страховщики показали свою некомпетентность, можно переходить в контратаку.
Только в случае ее успеха автолюбители рискуют столкнуться с новой волной тарифных повышений. Ведь потерю такого куска надо чем-то компенсировать.
Кажется, мы рано или поздно придем к отказу от института техосмотра.
Автор: Александр Саубанов