Вроде бы хорошую законодательную инициативу выдвинуло наше федеральное правительство: транспорт не старше 2013 года выпуска полностью освободить от налога на имущество организаций. Вроде бы это простимулирует обновление парков предприятий и соответственно - спрос на продукцию транспортного машиностроения.
Соответствующие поправки в Налоговый кодекс уже переданы в Госдуму и, по логике, должны быть приняты до верстки бюджета-2017.
Как известно, в Воронеже сейчас наступил кульминационный момент программы обновления подвижного состава парка. Насколько ей поможет новая норма?
Льгота пренебрежительно малой величины
- Такая льгота для городских предприятий пассажирского транспорта уже работает с 1 января 2015 года, - уточнил председатель комитета по транспорту воронежской ТПП Иван Корнюшкин. - Поправка распространяет новую норму главным образом на крупные холдинги. Но сказать, что она может в том или другом случае служить серьезным стимулом для обновления подвижного состава, нельзя: копеечные суммы налогов и миллионные затраты на новые машины несопоставимы.
Если выгода от налоговой льготы на автобус составляет две- три тысячи в года, а лизинговый платеж – порядка полумиллиона. Такую «льготу» просто не учитывают в бизнес-планах. Полпроцента по кредиту значили бы для транспортников намного больше.
И все же, как мы поняли, властям есть смысл трубить об этой льготе. Как подсказал консультант интернет-газеты «Время Воронежа» экономист Павел Губанов, до сих пор транспорт облагается налогом как собственно транспорт (транспортный налог) и как движимое имущество (налог на имущество организаций).
- Но получается какая-то «платоновщина», когда за одну и ту же дорогу берут деньги по разным поводам. По-хорошему, двойного обложения быть не должно. И государство, анонсировав этот закон, как бы делает шаг навстречу здравому экономическому смыслу, чуть-чуть перед выборами компенсируя другие налоговые перегибы.
Миссия невыполнима-3
Льгота не льгота, а обновление парка городских автобусов должно состояться при любой экономической погоде. Сегодняшняя программа – самая радикальная. Уже не прокатят, как в прежние времена, компромиссные варианты по закупке перевозчиками «старых но импортных» автобусов вместо "новых, но российских". Нет, 30-процентное обновление должно пройти исключительно за счет машин с конвейера. А до 1 сентября с улиц Воронежа должны убрать автобусы большой вместимости старше 10 лет. Перевозчиков, использующих старый транспорт, на городских маршрутах заместит муниципальное предприятие «Воронежпассажиртранс».
– Никаких компромиссов с перевозчиками не будет, – заявил мэр Воронежа Александр Гусев.
Но, кажется, без компромиссов снова не обойтись. Как рассказал председатель комиссии воронежской гордумы по транспорту Дмитрий Крутких, обновление автобусов малого и среднего класса в городе идет с превышением контрольных цифр. Из 400 автобусов типа заменили 42% вместо положенных 30%, а из 500 малых, типа «газелек», обновлено уже более 60%.
- А вот с автобусами большой вместимости – проблема, - рассказал эксперт. – При стоимости 8 млн рублей срок их окупаемости – 20 лет. Поэтому, по предварительным наблюдениям, здесь обновления почти нет – только списывают совсем уж откровенное старье.
- А если откажут в контракте?
- Вряд ли. Сегодняшнего перевозчика заменить некем – коммерческие игроки не пойдут, а обременять убыточными транспортными единицами «Пассажиртранс» тоже неправильно.
Видимо не случайно, как рассказал источник в мэрии, городское управление транспорта начало ревизию парка автобусов большой вместимости – изучается не только дата выпуска, но и техническое состояние . Ревизии подвергаются даже автобусы, чей возраст превышает 20 лет.
Похоже, готовится база для очередного компромисса.
И все останутся довольны
У владельцев старых автобусов, которых пригрозили вытеснить, есть еще один сильный аргумент в свою защиту. Повышение базового тарифа до 17 рублей, которого они ждали еще с нового года и которое им обещали летом, отложено на очень популярное нынче время, которое называется «послевыборов». Более того, в Воронеже, как писала интернет-газета «Время Воронежа», повышение может быть совмещено с внедрением системы безналичной оплаты проезда по программе «Сбербанка».
Как нам рассказали в пресс-службе мэрии, эта работа, несмотря на критику со всех сторон, идет своим чередом и завершится ориентировочно к октябрю. Стоимость проезда при оплате картой планируют сделать ниже, чем при оплате наличными. Как предварительно обсуждали организаторы, после ожидаемого повышения тарифа повышения до 17 рублей, безналичная оплата останется на старом, 15-рублевом уровне.
И это было бы очень удачным моментом. Партия власти в сентябре получит «отсрочку негативного фактора». В октябре перевозчики получат новый тариф, «Сбербанк» новый бизнес, пассажиры – льготу. Все довольны.
И пожертвовать придется, по сути мелочью: еще немного покататься на старых автобусах.
Автор: Александр Саубанов