Во вторник, 26 апреля, через Воронеж проехали машины автопробега «Наша Великая Победа». Участники проекта посещают российские города с 200-метровой полотнищем Знамени Победы. Автомарш, организованный Всероссийская организацией «Боевое братство», стартовал одновременно из Севастополя, Архангельска, Бреста, Дербента и острова Русский. Пять маршрутов — пять лучей «красной звезды». Один из лучей звезды - «севастопольский» - прошел через столицу Черноземья.
Но почему так бесшумно, без большого начальства, без вездесущих депутатов – тогда как три года подряд были и митинги, и возложения, и речи градоначальников? А теперь - как написали в официальной хорнике, "в акции приняли участие представители областной администрации в лице первого заместителя руководителя управления физической культуры и спорта Олега Горобия, а также юные воспитанники патриотических клубов и организаций".
Год назад десятки автоколонн с патриотическими знаменами подымали благородную черноземную пыль, а теперь один- единственный - всероссийский - пробег через Воронеж пршел – и тот не смогли приветить на приличествующем уровне!
Кажется, автопробеги стали немодны. И связано это так или иначе с принятием закона об автопробегах, приравнявших эти акции к митингам. Инициаторы уже пожаловались в соцсетях: чтобы развернуть знамя, как изначально планировалось, в 150 городах России, им в 2016 году потребовалось получить соответсвующее количество уведомлений и разрешений.
Неприличный жест вне автомобиля – в 300 раз дешевле
В который раз убеждаемся в удивительном умении наших властей все телодвижения производить не в такт музыке.
Тактический мотив принятия новой нормы в феврале понятен: с 1 марта дальнобойщики обещали начать очередной этап протестов против «Платона» - и идти маршем на Москву.
Адекватно угрозе было и быстро обещанное наказание. За проведение автопробега или создание палаточного городка без согласования с властями депутаты (за дружным исключением оппозиции0 разрешили штрафовать граждан на 300 тысяч рублей. За неоднократное нарушение закона о митингах предусмотрено и уголовное наказание — до пяти лет лишения свободы.
- Законопроект оставляет возможности вольного толкования, - прокомментировала тогда руководитель Центра защиты прав СМИ Галина Арапова. - При желании объявить автопробегом можно все, что выбивается из ритма обычного движения и что-то демонстрирует. Например, машина едет медленно, и у нее на стекле наклейка экологической организации – вот тебе и незаконная демонстрация.
Получается, что даже за демонстрацию неприличных жестов из окна авто можно было поплатиться 300 тысячами рублей- тогда как оскорбление общественной нравственности оценили бы максимум в 1 тысячу.
Пряника оказалось достаточно
Но для того, чтобы сбить накал протеста, властям оказалось достаточно на 50% снизить нуровень дани великому и ужасному «Платону» . Пусть мера временная, но ее хватило - дальнобойщики от автомаршей отказались.
Пряник съели, а кнут, что характерно, - остался. И, когда стало приближаться 9 мая, стало ясно, что новый закон мешает в первую очередь не опасным дальнобойщикам, а патриотам, привыкшим к Дню Победы нанести на свою боевую машину надпись типа «Спасибо деду…», высунуть из окна красное полотнище, включить погромче музыку военных песен и покататься по городу патриотично настроенной компанией.
Беда в том, что теперь и флаг, и музыку, и надпись можно трактовать как признаки незаконного автопробега. И даже если обратиться за разрешением к чиновникам, те могут не разрешить подобные покатушки: закон об автопробегах новый, а принцип «как бы чего не вышло» – вечный.
Тем не менее, самый опытный в области организатор автопробегов, краевед Николай Сапелкин высказался в пользу новой нормы:
- Классический автопробег – это движение большой колонны, митинги в населенных пунктах. Значит, в любом случае необходимо получать разрешение: чтобы был обеспечен порядок и безопасность, чтобы не парализовать движение в каком-нибудь городке. Если же массовых митингов не предусматривается, – достаточно уведомить власти по маршруту движения. Это самая малая часть работы при организации автопробега. Когда мы организовывали «Воронежскую кругосветку», то даже движение БТР смогли согласовать.
Сам Николай Сапелкин готовится в 20-й раз отправиться в экспедицию с Русским географическим обществом - но не называет это автопробегом. Другой его коллега-общественник колесит по Воронежской области в пользу туристической привлекательности региона. Свою экспедицию он позиционирует как автопробег, но правоохранители не реагируют: какой же это автопробег, если ребята ездят на одной машине.
- В общем, можно называть себя автопробегом, но не попасть под санкции. А можно и наоборот – назваться груздем и не попасть в кузов,- заключает Николай Сапелкин. – Думается, при известной изобретательности желающие найдут как обойти закон.
Дальнобойщики меняют пробег на марш
А что виновники торжества – дальнобойщики? Получив фактический запрет на автопробеги, они пошли более цивилизованным путем – начали объединяться и формировать разного рода программы и цели. Неизвестно еще, что для властей и «Платона» хуже
Две недели назад в нашей области организовалось региональное «Движение перевозчиков», о чем сообщала интернет-газета «Время Воронежа». Автопробегов в их планах нет – зато есть митинги и участие в пеших майских демонстрациях. Какие демонстрации – скоро все большегрузы придется ставить на прикол: возить грузы стало дорого, да и самих грузов становится меньше.
Но чем больше свободного времени становится у активистов, тем большую активность они проявляют. Вот уже написали письмо в Конституционный суд, обратились к губернатору Алексею Гордееву.
- 30 апреля наш представитель примет участие во всероссийском съезде перевозчиков в Москве, - рассказала координатор Движения Елена Вербова. – Там регионы выработают совместную программу действий.
И что - на каждый маневр протестного автосообщества придумывать новый закон?
Придумают, они, положим, идти на Москву велопробегом. Или крестным ходом. Но если запретить велопробеги и крестные ходы, пострадают опять же не дальнобойщики.
Автор: Александр Саубанов